Обществознание
Аннотация к рабочей программе по обществознанию Для
5 - 11 классов
Предлагаемая
рабочая программа составлена на основе рабочих программ по
обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие
программы к УМК под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и
включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе
призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для
подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях
и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной
информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях,
которые существуют в современном российском обществе для продолжения
образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а
также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс
призван помогать предпрофильному самоопределению.
Изучение обществознания в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный
период социального взросления человека (1015лет), ее познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на
уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации
знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданин
- формирование опыта применения
полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений,
экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений,
отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий,
самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых
отношений.
5 класс
Характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» по программе Л.Н.Боголюбова
позволяет учащимся получить знания из родственных дисциплин: экономики,
философии, психологии, социологии, политологии, правоведения, помогает им
ориентироваться в большинстве отраслей знаний. Содержание основного общего
образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе,
правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными
содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,
совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы,
лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания
учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической
деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Цель курса:
сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической,
политической, социальной, духовной;
Способствовать осознанию учащимися роли человека в
обществе, процесса самопознания и осознанию своего места в истории своей
страны.
Требования к результатам обучения и
освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными
результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания
курса, являются:
. мотивированность на посильное и созидательное участие в
жизни общества;
. заинтересованность не только в личном успехе, но и в
благополучии и процветании своей страны;
. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,
любви и уважения к
Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремлении
к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в возможности важности для
общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты
изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
. умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
. умении объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
. способности анализировать реальные социальные
ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
. овладении различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
.
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
Использование элементов причинно-следственного анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
Оценку своих учебных достижений , поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
Определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами
освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию
являются:
. относительно
целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
. знание ряда
ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на
эти понятия явления социальной действительности;
. знания, умения
и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; . умения находить нужную социальную
информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным
явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
.
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развития
общества; . знание основных
нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу
и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
. приверженность
гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
. знание
особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
. понимание
значения трудовой деятельности для личности и общества;
. понимание
специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
. понимание роли
искусства в становлении личности и в жизни общества;
. знание
определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
. знание новых
возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
. понимание
языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
. понимание
значения коммуникации в межличностном общении;
. умение
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
. знакомство с
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Рабочая программа реализует УМК:
Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений/ под редакцией
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.– М.: Просвещение, 2013;
Аннотация к рабочей программе по
обществознанию
6 класс
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний,
необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит
ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет
способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной
стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе
как гражданине общества.
Изучение
обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие
критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения
собственной позиции;
• развитие
нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и
самореализации;
• воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям;
• освоение
системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности,
позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений;
• овладение
умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
социальных ролях, характерных для подросткового
возраста;
• формирование
опыта применения полученных знаний в
межличностных отношениях, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Задачи курса:
Начать
формирование представлений об обществе и человеке как субъектах материального
мира; гражданстве, моральных и правовых нормах как регуляторах жизни общества.
Сформировать первичные знания о нашем государстве, его структуре и символах.
• Развить
способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, способности к
самопознанию и самооценке; развивать потребность в соблюдении нравственных и
правовых норм, важнейших регуляторах общественной жизни; формировать
способности оценивать действительность и поступать с позиции гражданственности.
• Воспитывать
уважение к государству, нравственным и правовым нормам, людям разных
национальностей и культур; формировать чувство сопричастности к истории,
культуре, традициям малой и большой Родины; воспитывать толерантность и
гуманизм.
. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса.
В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознания,
как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные,
метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
1)
Воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
Формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4)
Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
Освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6)
Развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7)
Формирование коммуникативной компетенции в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно –
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)
Формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
9)
Формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления;
10)
Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11)
Развитие эстетического сознания посредством
изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов
России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1)
Умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
Умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4)
Умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
5)
Владение навыками самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6)
Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы;
7)
Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)
Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
9)
Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
10)
Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты. Изучение предметной области
«Общественно – научные предметы» должны обеспечить:
1) Формирование
мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской
гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
2) Понимание
основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности, её социализации;
3) Владение
экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными,
социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество
жизни человека и качество окружающей его среды;
4) Осознание
своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
5) Приобретение
теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, адаптации в нем, формирование собственной активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. При
изучении общественно – научных предметов задача развития и воспитания личности
обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения
«Обществознания» должны отражать:
1)
Формирование у обучающихся личностных
представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
2)
Понимание основных принципов жизни общества,
основ современных научных теорий общественного развития;
3)
Приобретение теоретических знаний и опыта
применения полученных знаний и умений для определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных
групп;
4)
Формирование основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5)
Освоение приёмов работы с социально значимой
информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и
процессам;
6)
Развитие социального кругозора и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
7 класс
Цель данного курса – сформировать первоначальные
представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Изучение
обществознания в 7 классе в курсе общего образования направлено на достижение
следующих целей:
•
формирование целостного представления о мире,
основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
•
приобретения опыта
разнообразной деятельности (индивидуальной
и
коллективной), опыта познания и самопознания;
•
развитие личности, ее духовно-нравственной,
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении законов и порядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
•
воспитание гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
•
освоение системы знаний об экономической
деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения социальных ролей человека и гражданина;
•
овладение умениями получать и осмысливать
социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию. Анализировать
полученные знания;
•
освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства.
Курс формирует следующие умения и навыки: В
результате изучения обществознания ученик должен Знать/понимать:
•
Знать основные обществоведческие термины,
распознавать и употреблять их;
•
Знать основные положения и понятия, отражающие
природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и
развитие общества, характерные черты и
признаки основных сфер жизни общества; Уметь:
•
Выделять главную мысль, составлять план;
•
Описывать изучаемый объект;
•
Сравнивать социальные объекты или источники;
•
Характеризовать (описывать) общество как форму
жизнедеятельности людей; Объяснять
взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
•
сравнивать социальные объекты, суждения об
обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
•
объяснять взаимосвязи изученных социальных
объектов;
•
оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм;
•
решать познавательные и практические задачи в
рамках изученного материала; Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
•
для полноценного выполнения типичных для
подростка социальных ролей;
•
общей ориентации в актуальных общественных
событиях и процессах;
•
нравственной и правовой оценки конкретных
поступков людей;
•
реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей;
•
первичного анализа и использования социальной
информации.
.
8 класс
Цель
обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к
изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации
возможностей и интересов учащихся.
Реализация рабочей программы
способствует:
-
развитию
личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитанию
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-
освоению
системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования и самообразования;
-
овладению
умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для
участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формированию
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
9 класс
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие
личности в ответственный период социального взросления человека, её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического
образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение
на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
- овладение
умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах
социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование
опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в
межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Место предмета в базисном учебном
плане
Данная
программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
•
определение сущностных характеристик изучаемого
объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным
критериям;
•
объяснение изученных положений на предлагаемых
конкретных примерах;
•
решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации;
•
применение полученных знаний для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
•
умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
•
поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания
информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
•
выбор вида чтения в соответствии с поставленной
целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
•
работа с текстами различных стилей, понимание их
специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
•
самостоятельное создание алгоритмов
познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового
характера;
•
участие в проектной деятельности, владение
приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
(умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
•
формулирование полученных результатов;
•
пользования мультимедийными ресурсами и
компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания
баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
•
владение основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога (диспута).
10-11
классы
(базовый курс)
Рабочая
программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы
организации образовательного процесса и различных современных технологий
обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию
коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Изучение обществознания (включая
экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
• развитие личности
в период
ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической
и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом
регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
• овладение умениями получать и
критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и государства;
•
формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Обще учебные
умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование
у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета
«Обществознание» на этапе среднего (полного)
общего образования являются:
-
определение сущностных
характеристик изучаемого объекта, сравнение,
сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным
критериям;
-
объяснение изученных положений на предлагаемых
конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации;
-
применение полученных знаний для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания
информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной
целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их
специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
самостоятельное создание алгоритмов
познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового
характера;
-
участие в проектной деятельности, владение
приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
(умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных
моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием
мультимедийных технологий;
-
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз
данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение
основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь
осуществлению выпускниками осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
10-11 классы
Примерной программы среднего (
полного ) общего образования по обществознанию (базовый уровень), для 10-11
класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от
07.07.2005 № 03-1263,а также с использованием авторской программы автора Кравченко А.И. Обществознание. Программа
курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово»,
2011г. Допущено Министерством
образования РФ.
Рабочая
программа рассчитана на 70 часов в соответствии со школьным учебным планом, 2
часа в неделю.
Учебник: Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание.
10-11 класс. - М.: Русское слово, 2011;
Целями курса являются:
-
развитие личности в период ранней юности, её
духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению
социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего
объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её
потоке;
-
воспитание общероссийской идентичности,
гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим
и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
-
освоение системы знаний, составляющих основы
философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для
эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения
последующего профессионального образования и самообразования;
-
овладение умениями получения и осмысления
социальной информации, систематизации полученных данных;
-
освоение способов познавательной, практической
деятельности в характерных социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний
и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах:
гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая
отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий),
познавательной, коммуникативной, семейно- бытовой деятельности; для
самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Требования
к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения
обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
-
определение сущностных характеристик изучаемого
объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов;
-
использование элементов причинно-следственного и
структурно-функционального анализа;
-
исследование реальных связей и зависимостей;
-
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
объяснение изученных положений на самостоятельно
подобранных конкретных примерах;
-
поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - отделение основной информации от
второстепенной.
-
передача содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
перевод информации из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
-
уверенная работа с текстами различных стилей,
понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой
информации;
-
владение навыками редактирования текста;
-
самостоятельное создание алгоритмов
познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового
характера;
-
участие в проектной деятельности, в организации
и проведении учебноисследовательской работы: владение приемами
исследовательской деятельности.
-
формулирование полученных результатов;
-
создание собственных произведений, идеальных
моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием
мультимедийных технологий.
-
пользование мультимедийными ресурсами и
компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений
(высказывание, монолог, дискуссия, полемики.