Основная образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
Образовательная программа среднего общего
образования разработана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Азова в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее -
ФГОС СОО), с учетом федеральной образовательной программой среднего общего
образования (далее – ФОП СОО) и на основании целевых ориентирова федеральной
рабочей программы воспитания.
Образовательная программа среднего общего
образования является основным документом, определяющим содержание образования и
регламентирующим образовательную деятельность Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Азова в
единстве урочной и внеурочной деятельности.
Целями реализации образовательной программы
среднего общего образования являются:
· преемственность основных образовательных
программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования;
· организация учебного процесса с учётом
целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования,
отражённых в ФГОС СОО;
· формирование навыков самостоятельной
учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной
ориентации содержания среднего общего образования;
· подготовка обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности;
· формирование российской гражданской
идентичности обучающихся;
· воспитание и социализация обучающихся, их
самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления;
· организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых,
успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в
особом внимании и поддержке, и (или) иных категорий обучающихся.
Достижение поставленных целей реализации
образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
· формирование у обучающихся нравственных
убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического
труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному
самоопределению;
· обеспечение планируемых результатов по
освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
· обеспечение преемственности основного
общего и среднего общего образования;
· достижение планируемых результатов освоения
образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися, в том
числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
· обеспечение доступности получения
качественного среднего общего образования;
· выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему
клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
· организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии
социальной среды Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 г. Азова;
· включение обучающихся в процессы познания и
преобразования социальной среды для приобретения опыта реального управления и
действия;
· организация социального и
учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
· создание условий для сохранения и
укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
Образовательная программа среднего общего
образования учитывает следующие принципы:
Принцип
учёта ФГОС СОО:
Образовательная программа среднего общего образования базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым
результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования;
Принцип
учёта языка обучения: с учётом
условий функционирования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Азова образовательная программа
среднего общего образования характеризует право получения образования на родном
языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы
реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
Принцип
учёта ведущей деятельности обучающегося: образовательная программа среднего общего образования обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
Принцип
индивидуализации обучения: образовательная
программа среднего общего образования предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
(законных представителей) обучающегося;
Системно-деятельностный
подход,
предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Принцип
учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
Принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
Принцип
интеграции обучения и воспитания: образовательная программа среднего общего образования предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного
процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной
программы;
Принцип
здоровьесбережения: при
организации образовательной деятельности не допускается использование
технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий.
Принцип
обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся в соответствии
с требованиями,
предусмотренными санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями,
внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее –
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические
требования).
Образовательная программа среднего общего
образования учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Срок освоения образовательной программы
среднего общего образования составляет два года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
за два учебных года составляет в соответствии с требованиями к организации образовательного
процесса к учебной нагрузке при учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Азова.