Литература

Аннотация к рабочим программам по Литературе 5-9 классы

Программы составлены для учащихся 5-9 классов, перешедших на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования» (ФГОС ООО). Программы соответствуют требования ФГОС. Программы по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочие программы соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует ФГОС ООО.

Рабочие программы по литературе для учащихся 5-9 классов разработаны на основе:

-    Федерального государственного компонента общего образования по литературе,

-     Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и, в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 - 9 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А.),

-                     Структура рабочих программ соответствуют Положению о рабочих программах учебных предметов МБОУ СОШ № 9 г. Азова.

Данные программы представляют собой практический курс литературы для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:

     Меркин Г.С. Литература. 5 класс

     Меркин Г.С. Литература. 6 класс

     Меркин Г.С. Литература. 7 класс

     Меркин Г.С. Литература. 8 класс

     Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 кл.

Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, «Русское слово», 2012) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.). Сроки реализации программы: уровень 5 - 9 класс.

Предметными результатами           изучения курса «Литература» является

сформированность следующих умений:

5    класс

-           адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

-          знание изученных текстов;

-          овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно художественного содержания);

-          умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и

др.).

-          овладение техникой составления плана;

-          овладение различными типами пересказа;

-          умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

-          умение формулировать доказательные выводы.

-          знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15—20 текстов);

-           формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; овладение навыками литературных игр; формирование собственного круга чтения.

6     класс

-          адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

-          знание изученных текстов;

-          обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно- художественного содержания);

-          знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

-          овладение техникой составления разных типов плана;

-          овладение различными способами пересказа;

-          обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

-          умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

-          умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы. — знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

-           умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

-          умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

-          осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

7     класс

-           адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

-          знание изученных текстов;

-          овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).

-          расширение круга приемов составления разных типов плана;

-          использование различных типов пересказа;

-          расширение круга приемов структурирования материала;

-          умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

-          умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

-          знание наизусть художественных текстов в рамках программы;Хочу такой сайт

-          умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

-          умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы. Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

8     класс

-          адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

-          знание изученных текстов;

-          овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

-          расширение круга приемов составления разных типов плана; — обогащение способов организации материала пересказов;

-          расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

-          умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

-          знание наизусть художественных текстов в рамках программы; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

-          умение создавать творческие работы исторической тематики. Осознанно

продолжать    формирование собственного круга               чтения,    включая

произведения на исторические темы.

9     класс

-           восприятие   художественных произведений как части историко­литературного процесса в объеме программы;

-          знание изученных текстов и общее представление о литературном процессе;

-          овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах (жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего произведение).

-          свободное владение приемами составления разных типов плана; — умение использовать различные типы пересказов;

-          активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними; — умение делать доказательные выводы.

-          знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

-          умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

-          владение различными типами творческих работ; — адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения.


АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10-11 КЛАССЫ

Данные рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов:

1.    Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования

2.    Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе.

3.     Программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Литература 5-11 классы», М: «Русское слово»,2011

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Литература» под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева для 10-11 класса

Программы по литературе для 10-11 классов рассчитаны на 102 часа (3 часа в неделю).

Структура рабочих программ соответствуют Положению о рабочих программах учебных предметов МБОУ СОШ № 9 г. Азова.

 

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освещение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге; воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

формирование речевых умений -умение составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Основные требования к уровню подготовки выпускников по литературе

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

                     Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

                     Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

                     Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

                     Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа: отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

                     Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах: владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).

                     Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

                     Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

                     Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

                     Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Литература 5 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:53 (скачать)
Литература 6 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:54 (скачать)
Литература 7 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:54 (скачать)
Литература 8 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:55 (скачать)
Литература 9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:55 (скачать)
Литература 10 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:56 (скачать)
Литература 11 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:56 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».