Биология

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 5-9 классы

ФГОС ООО

 

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных бюджетных учреждений составлена на основе:

1.    Закона Российской Федерации «Об образовании»

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);

3.    Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

4.    Программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений (Москва.: Дрофа, 2013 г);

5.    Авторской программы основного общего образования по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва: Дрофа, 2013 год);

6.    Образовательной программы образовательного учреждения.

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва, Дрофа, 2013) и предназначена для реализации в общеобразовательном учреждении на базовом уровне в 5-9 классах.

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Программа конкретизирует содержание тем по курсу биологии, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и приводит распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных и практических работ, их распределение по разделам.

Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, практическому применению биологических знаний. Содержание учитывает культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии на ступени основного общего образования главное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Изучение биологии в основном направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразия и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов.

В процессе изучения теоретического материала курса биологии 5 класса учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Такое построение программы дает возможность развивать полученные в начальной школе теоретические сведения на богатом фактическом материале биологии растений, грибов и бактерий. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Особенности содержания обучения предмета биологии в основной школе обусловлены спецификой биологии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами биологии являются изучение строения живых организмов, их роли в природе и жизни человека, практического использования и защиты. В разделе рабочей программы по биологии для 5 класса нашли отражение основные содержательные линии: клеточное строение организмов; царство Бактерии; царство Грибы; царство Растения; применение данных организмов – знание и опыт практической деятельности с теми организмами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, нашли применение в промышленности и сельском хозяйстве; язык биологии – важнейшие понятия и термины.

В процессе изучения биологии в 6-7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в природе поможет учащимся осознать единство биологических законов, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, помогает сделать выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Начальные знания психологии позволят учащимся рационально организовать учебную трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, углубляются понятия об эволюции. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, что позволит им понять и рассмотреть экологию организмов, популяции, биоценоза, биосферы, ответственность человека за жизнь на Земле.

Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии.

Данная программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

1.Нормативная функция определяет объем и порядок преподавания учебной дисциплины.

2. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

3. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели курса:

1.    формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;

2.    формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;

3.    приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.

Задачи курса:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;

• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Принципы реализации учебного предмета

·         гуманизации содержания и процесса его усвоения;

·         экологизации курса биологии;

·         интеграции знаний и умений;

·         последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

Вклад учебного предмета в достижение целей курса

·         формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

·         развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения на природе, в быту и трудовой деятельности;

·         выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к данной науке как к возможной области будущей практической деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание рабочей программы структурировано:

В 5 классе по шести разделам:

·         Введение. Методы познания живых организмов и природных явлений;

·         Экспериментальные основы биологии;

·         Клеточное строение организмов;

·         Бактерии - знания о строении, жизнедеятельности и биологическом действии, их распространении в природе, роли в природе и жизни человека;

·         Грибы – знания о строении и жизнедеятельности, видах грибов и их действии на здоровье человека, правилах сбора и охраны грибов;

·         Растения – методы изучения растений, их многообразие, основные группы и роль в биосфере, охрана и значение в жизни человека.

В 6 классе по четырём разделам:

·          Строение и многообразие покрытосеменных растений;

·          Жизнь растений;

·         Классификация растений;

·         Природные сообщества.

 

В 7 классе по восьми разделам:

·         Введение.

·          Простейшие.

·         Многоклеточные животные.

·         Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.

·          Индивидуальное развитие животных.

·         Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

·          Биоценозы.

·          Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

 

В 8 классе по пятнадцати разделам:

·         Введение. Науки, изучающие организм человека.

·         Происхождение человека.

·         Строение организма.

·         Опорно-двигательная система.

·         Внутренняя среда организма.

·         Кровеносная и лимфатическая системы организма.

·         Дыхание.

·         Пищеварение.

·         Обмен веществ и энергии.

·         Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

·         Нервная система.Хочу такой сайт

·         Анализаторы. Органы чувств.

·          Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

·         Железы внутренней секреции.

·         Индивидуальное развитие организма.

   

В 9 классе по семи разделам:

·         Введение. Методы исследования биологии.

·         Молекулярный уровень.

·          Клеточный уровень.

·         Организменный уровень.

·         Популяционно-видовой уровень.

·         Экосистемный уровень.

·          Биосферный уровень.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 243 часов. Из них 35 часов в 5 классе, 35 часов в 6 классе, 35 часов в 7 классе, 70 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе из расчета 1 учебный час в неделю в 5,6,7 классах и 2 учебных часа в неделю в 8 – 9 классах. Для обеспечения 243-часового курса биологии в 5 – 9 классах по программе, созданной коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника, отведено 243 часа учебным планом.




Аннотация к рабочей программе по биологии 10 – 11 классы

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника и инструктивно - методического письма «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях в 2018 – 2019 учебном году», полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Цели и задачи:

·освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

·ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

·овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

·воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

·приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Школьным учебным планом на изучение биологии в школе на базовом уровне отводится 136 часов (2 часа в неделю – 10 класс, 2 часа в неделю – 11 класс).

Учебно – методический комплект: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.-367с.: ил.

     

Курс «Биология. Общая биология. 10-11 класс». Профиль. 

 

Различие целеполагания  для базового и профильного уровней состоит в том, что,  если на базовом уровне цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни, то на профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков, необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а также объёма биологических знаний, достаточного дня продолжения образования и самообразования.  

Рабочая программа составлена на основе: 

·                Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012). 

·         учебно-методического комплекса: авторская программа В.В. Пасечник по биологии для 10-11 классов М.: Дрофа 2011; учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Биология 10-11 класс; учебника В.К. Шумного, Г.М. Дымшица Биология 10-11 класс профильный уровень.

 

Учебный план  -   207 ч (3 часа в неделю) в 10-11 классе

 

Предполагаемые результаты обучения 

10 класс:  

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

  

Характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности); законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования); принципов (чистоты гамет, комплементарности); выделение существенных признаков строения биологических объектов (клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов) и биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковьтх растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов; 

• объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;  

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использованием биологических теорий, законов и правил;  

• установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосиятеза 

• умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой;  

• решение задач разной сложности по биологии;  

• составление схем скрещивания, • описание клеток растений и животных (под микроскопом), описание микропрепаратов;  

 

• сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих и формулировка выводов на основе сравнения.  

2. В ценностно-ориентационной сфере:  

• анализ и оценка этических аспектов современных исследований в биологической науке;  

• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).  

3. В сфере трудовой деятельности:  

• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;  

• освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований.  

4. В сфере физической деятельности:  

• обоснование и соблюдение мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).  



11 класс 

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

Характеристика содержания биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);  

выделение существенных признаков строения биологических объектов (видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизируюшего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);  

• объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; причин эволюции видов, человека, биосферы; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;  

• приведение доказательств взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;  

• установление взаимосвязей движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;  

• умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой;  

• решение задач разной сложности по биологии;  

• составление схем путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);  

• особей вида по морфологическому критерию, экосистем и агроэкосистем своей местности;  

• выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;  

• исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);  

• сравнение биологических объектов (экосистемы и агроэкосистемы), процессов и явлений (искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения.  

2. В ценностно-ориентационной сфере:  

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в биосфере; 

• определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;  

3. В сфере трудовой деятельности:  

• освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований. 

4. В сфере физической деятельности:  

• обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде. 

 
Биология 5 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:53:01 (скачать)
Биология 6 класс (скачать)
Биология 7 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:53:01 (скачать)
Биология 8 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:53:02 (скачать)
Биология 9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:53:02 (скачать)
Биология 10 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:53:02 (скачать)
Биология 11 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:53:03 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».