География
Аннотация
к рабочим программам по географии 5-9, 10-11 классов
В рабочей программе
отражены нормативные документы, основное содержание предмета, УМК учащегося и
учителя. Данные рабочие программы для учащихся 5-11 классов составлены на
основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый
уровень) 2004 г., стандарта среднего (полного) общего образования - примерной
программы, созданной на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта: Сборник нормативных документов. География.
Структура учебной
программы по географии ориентируется на формирование общей культуры и
мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач
общего образования, задач социализации личности. По содержанию курс географии
сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического
страноведения.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ
А.И.Алексеева,
О.А.Климановой, В.В.Климанова, В.А.Низовцева «Программа основного общего образования
по географии. 5-9 классы» М.: Дрофа, 2012;
учебник О.А. Климанова,
В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы. Москва.
«Дрофа». 2013.;
учебник В.В.Климанов,
Э. В. Ким. География. Страноведение. 7 класс М.: Дрофа, 2015. 272 с.;
учебник А.И.Алексеев,
В.А.Низовцев,Э. В. Ким. География: География России: Природа и население. 8
класс М.: Дрофа, 2017. 336 с.;
учебник А.И.Алексеев,
В.А.Низовцев,Э. В. Ким. География: География России:Хозяйство и географические
районы. 9 класс М.: Дрофа, 2019. 334 с.
Количество часов в
неделю – 1 час - 5 класс. Количество часов в год – 34 час.
Количество часов в
неделю – 1 час - 6 класс. Количество часов в год – 34 час.
Количество часов в
неделю – 2 часа 7-9 классы. Количество часов в год - 68 часов.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10-11 КЛАССЫ
Авторская программа по
географии. 6-10 кл./ под редакцией В.И.Сиротина . – М.
Дрофа, 2006,; учебник Максаковский
В. П. Экономическая и социальная география мира. 10- 11 кл. / В. П.
Максаковский. М.: Дрофа, 2010.
Количество часов в
неделю – 1 час – 10 класс. Количество часов в год – 35 час.
Количество часов в
неделю – 1 час – 10 класс. Количество часов в год – 34 часа.
«Начальный
курс географии» 5- 6 класс - первый систематический курс
новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются
представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных
оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование
географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают
первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения
использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется
изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование
своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в
дальнейшем при овладении курсом географии. Начальный курс географии достаточно
стабилен, с него начинается изучение географии в школе, начальный курс - первая
ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические
знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых
природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного
мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о
связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность
между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении
знаний умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности
в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные
общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на
элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают
топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на
местности, а также в классе.
Курс
«Географии материков и океанов» 7 класс – это второй по счету
школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и
общеземлеведческих знаний. География материков и океанов продолжает
географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на
географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает
рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и
природы на новом - региональном (материковом) уровне. В соответствии со
Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный
минимум географического содержания согласно новой концепции среднего
географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок
школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом
«Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы
знаний из других разделов Стандарта - «Источники географической информации»,
«Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание
программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению
комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию
у школьников интереса к географии. Основная цель курса - раскрыть
закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии
природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство,
определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в
необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в
решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса - создать у учащихся
целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее
природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать
необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера,
необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Рабочая программа по курсу «География России. Природа.
Население. Хозяйство» 8 класса конкретизирует
содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов
по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа содержит
перечень практических работ по каждому разделу. В программе указаны цели
изучения географии:
- освоение знаний об
основных географических понятиях, географических особенностях природы,
населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и
целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
- овладение умениями
ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного
общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для
поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к
своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими
народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование
способности и готовности к использованию географических знаний и умений в
повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Изучение
географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый
ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений,
необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления
причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений;
моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в
ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в
окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей.
9 класс курс «География России. Население и
хозяйство». В программе указана главная цель курса — формирование
целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей
Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и
патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих
ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного
поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать
географический образ своей страны, ее многообразии и целостности на основе
комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы,
населения, хозяйства;
- сформировать представление о России как
целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового
(глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются
как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое
практическое значение географического изучения взаимосвязей природных,
экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических
явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших
современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников
необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с
различными источниками географической информации как классическими (картами,
статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также
умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать
представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и
развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить
сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Рабочая программа
учебного курса «Социальная и
экономическая география мира» для 10
продолжает курс
географии в 6-9 классе. Он также начинает изучение экономической и социальной
география мира в рамках предмета география, поэтому в содержании курса большое
внимание уделено формированию общей культуры и мировоззрения школьников, а
также решение воспитательных и развивающих задач общего
образования, задач социализации личности.
Курс по географии в
10-11классе на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование
общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и
развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По
содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей
географии и комплексного географического страноведения. Он завершает
формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые
опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического
разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано
сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте
России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к
другим народам и странам.