ОРК и СЭ
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа курса «ОРК
и СЭ» Основы православной культуры для 4 класса разработана на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, на основе авторской программы Т. А.
Костюковой: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.» Программы
общеобразовательных учреждений по основам православной культуры.
Нормативные документы,
обеспечивающие реализацию программы:
1. Федеральный закон от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный
государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (в
ред. приказов Минобрнауки России от 06.10.2009 №373)
3.Образовательная программа
НОО МБО СОШ№9 (утверждена приказом директора от 27.08.2020г. №90-од)
4. Учебный план МБОУ СОШ №9
г. Азова (утверждён приказом директора от 27.08.2020г. №90-од)
5. Календарный учебный график
МБОУ СОШ №9 г. Азова (утверждён приказом директора
от 27.08.2020г. №90-од)
6. В соответствии с
календарным учебным графиком школы на 2020-2021 учебный год программа
реализуется в объёме 33 часов, учитывая праздничные дни (23.02, 08.03, 01.05,
02.05, 09.05)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предполагается, что усвоение курса
сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского
народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе,
развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании
благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Критерии оценивания компетенций
Требования
к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»:
·
формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
·
формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
·
принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
·
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
·
развитие
этических чувств как регуляторов морального поведения;
·
развитие
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
·
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
·наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования
к метапредметным результатам:
·
овладение
способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее
достижения;
·
формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные
способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
·
умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
·
овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
·
овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
·
готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества;
·определение общей цели и путей ее достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования
к предметным результатам:
·
знание, понимание
и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы
религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
·
знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
·
понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
·
формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России;
·
формирование
первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли
в истории и современности России;
·
осознание
ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
·
Основные понятия:
православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники,
храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель;
таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
·
Историю
возникновения культуры;
·
Особенности и
традиции религии;
·
Описание основных
священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
·
Описывать
различные явления религиозной культуры, традиции;
·
Излагать свое
мнение по поводу значения религиозной культуры;
·
Соотносить
нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
·
Строить
толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
·
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения заданий;
·
Участвовать в диспутах:
слушать собеседника и излагать своё мнение;
·
Готовить сообщения по выбранным
темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов
изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в
каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий
деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями,
предпочитает и преимущественно проводит).