Родная литература
Аннотация к рабочим программам
Программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена
на основе:
1.
Закон
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).
2.
Федеральный
государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
3.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577).
4.
«Концепции
преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.
5.
«Концепции
программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной
Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
6.
Основной
образовательной программы основного общего образования;
7.
Учебного
плана МБОУ СОШ № 9 г. Азова;
8.
Положения
о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № 9 г. Азова;
9.
Учебно-методического комплекса по литературе для
9 класса С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А.Чалмаева, выпускаемого издательством «Русское
слово» с 2017 г.;
10.
«Примерной
программы основного общего образования. Литература», (Стандарты второго поколения).
– 2-е изд. – М.: «ООО «Русское слово», 2015.
11.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК Г.С.Меркин, С.А.Зинин,
В.А.Чалмаев. Программа по литературе «Литература.
9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2017г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Данная программа конкретизирует
содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание
уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной,
нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
·
формирование
способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
·
обогащение
духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному
многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
·
приобщение
к литературному наследию своего народа;
·
формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
·
формирование
умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые
образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
·
обогащение
активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном
процессе
− литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения
происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом,
так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух,
про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного
и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся
на уроках родной литературы.
Общая характеристика
учебного предмета «Родная литература (русская)»
ФГОС ООО признает приоритетной
духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей
страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль
в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей,
в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России,
высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета
посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы
каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной
литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и
нравственно-ценностную роль. Критерии отбора
художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его
развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены
следующие разделы:
·
Древнерусская
литература
·
Русская
литература XVIII в.
·
Русская
литература XIX в.
·
Русская
литература XX в.
·
Литература
XXI в.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Факт:
33 часа (праздники: 1 мая).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
·
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
·
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
·
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
·
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
·
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
·
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
·
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
·
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
·
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
·
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Средством
достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания
к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
·
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
·
уважительно относиться к родной литературе;
·
оценивать свои и чужие поступки;
·
проявлять внимание, желание больше узнать;
·
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
·
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами
изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
·
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать
к целеполаганию, включая постановку новых целей;
·
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
·
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
·
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность под руководством учителя;
·
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся
научится:
·
планированию пути достижения цели;
·
установлению целевых приоритетов;
·
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
·
учитывать условия выполнения учебной задачи;
·
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования
регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
·
овладение навыками смыслового чтения;
·
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную
в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
·
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
·
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
·
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
·
пользоваться словарями, справочниками;
·
осуществлять анализ и синтез;
·
устанавливать причинно-следственные связи;
·
строить рассуждения.
Средством развития познавательных
УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся
научится:
1.1
строить сообщение в устной форме;
1.2
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
1.3
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
1.4
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
1.5
осуществлять синтез как составление целого из частей;
1.6
проводить сравнение;
1.7
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
1.8
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
1.9
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
1.10
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
·
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
·
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
·
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
(при поддержке направляющей роли учителя);
·
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
·
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
·
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке
учителя;
·
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
·
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом
речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
·
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся
научится:
·
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
·
аргументировать свою точку зрения;
·
задавать вопросы.
·
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
·
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
·
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все
виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка
в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания
значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса «Родная
(русская) литература» является сформированность следующих умений:
·
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
·
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
·
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
·
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п.;
·
формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.
Учащийся
научится:
·
владеть различными видами пересказа,
·
пересказывать сюжет;
·
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
·
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
·
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
·
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
·
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
·
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;
·
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой;
·
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
Устное
народное творчество
Учащийся
научится:
·
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
·
пересказывать сказку, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
·
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская
литература
Учащийся
научится:
·
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
·
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
·
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская
литература XIX—XXI вв.
Учащийся
научится:
·
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы
и содержания;
·
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
·
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
·
характеризовать нравственную позицию героев;
·
формулировать художественную идею произведения;
·
формулировать вопросы для размышления;
·
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
·
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
·
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
·
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
·
выразительно читать произведения лирики;
·
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).