Родная литература

Аннотация к рабочим программам

Программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена на основе:

1.                  Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).

2.                  Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями  и дополнениями)

3.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

4.                  «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.

5.                  «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

6.                  Основной образовательной программы основного общего образования;

7.                  Учебного плана МБОУ СОШ № 9 г. Азова;

8.                  Положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № 9 г. Азова;

9.                  Учебно-методического комплекса по литературе для 9 класса С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А.Чалмаева, выпускаемого издательством «Русское слово» с 2017 г.;

10.              «Примерной программы основного общего образования. Литература», (Стандарты второго поколения). – 2-е изд. – М.: «ООО «Русское слово», 2015.

11.              Рабочая программа ориентирована на использование УМК Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе  «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2017г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

·                     формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

·                     обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

·                     приобщение к литературному наследию своего народа;

·                     формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

·                     формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

·                     обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

·                     Древнерусская литература

·                     Русская литература XVIII в.

·                     Русская литература XIX в.

·                     Русская литература XX в.

·                     Литература XXI в.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Факт: 33 часа (праздники: 1 мая).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения учебного предмета

Личностные результаты:

·                    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·                    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

·                    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·                    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

·                    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·                    развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·                    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·                    формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·                    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·                    развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

·                     понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

·                     уважительно относиться к родной литературе;

·                     оценивать свои и чужие поступки;

·                     проявлять внимание, желание больше узнать;

·                     понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

·                     анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

·                     формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

·                     анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

·                     совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

·                     работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

·                     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

·                     планированию пути достижения цели;

·                     установлению целевых приоритетов;

·                     оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

·                     учитывать условия выполнения учебной задачи;

·                     осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

·                     овладение навыками смыслового чтения;

·                     извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·                     владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

·                     перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);Хочу такой сайт

·                     излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

·                     пользоваться словарями, справочниками;

·                     осуществлять анализ и синтез;

·                     устанавливать причинно-следственные связи;

·                     строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

1.1                строить сообщение в устной форме;

1.2                находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

1.3                ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

1.4                анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

1.5                осуществлять синтез как составление целого из частей;

1.6                проводить сравнение;

1.7                устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

1.8                проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

1.9                осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

1.10             обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

·                     умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

·                     планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

·                     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

·                     уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

·                     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·                     уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

·                     уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

·                     оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

·                     выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

·                     устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

·                     аргументировать свою точку зрения;

·                     задавать вопросы.

·                     продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

·                     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·                     брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса «Родная (русская) литература» является сформированность следующих умений:

·                     осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

·                     понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

·                     развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·                     овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

·                     формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

·                     владеть различными видами пересказа,

·                     пересказывать сюжет;

·                     выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

·                     характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

·                     находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

·                     определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

·                     выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

·                     выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

·                     ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

·                     пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

·         видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

·         пересказывать сказку, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

·         учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

·         характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

·         характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

·         формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XXI вв.

Учащийся научится:

·                    осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

·                    выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

·                    воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

·                    характеризовать нравственную позицию героев;

·                    формулировать художественную идею произведения;

·                    формулировать вопросы для размышления;

·                    участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

·                    давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

·                    создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

·                    сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

·                    выразительно читать произведения лирики;

·                    вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Родная литература 9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:58 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».