Родной язык

Аннотация к рабочим программам

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от

06.10.2009 № 373;

 - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, входящей в государственный реестр

- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе программы по родному русскому языку авторов:  Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В ,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н.

-Образовательная программа НОО МБО СОШ№9 (утверждена  приказом  директора от  27.08.2020г. № 90-од ;

-Учебный план МБОУ СОШ № 9 г. Азова (утверждён приказом директора   от 27.08.2020г. № 90-од  

-Календарный учебный график МБОУ СОШ № 9г. Азова (утверждён приказом директора от 27.08.2020г. № 90-од

Рабочая программа по родному  языку в 3 классе  рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

В соответствии с календарным учебным графиком  школы на 2020-2021 учебный год реализуется программа  в объеме 

34 часа

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного (русского) языка являются: 

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного 

интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; 

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; 

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; 

 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; 

 научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Личностные результаты 

У выпускника будут сформированы: 

 оценка своей вежливости; 

 степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); 

 осознание важности соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; 

осознаниесвоей ответственностиза произнесѐнное или написанное слово; 

 понимание необходимости добрых дел, подтверждающих добрые слова. 

Регулятивные универсальные учебные действия 7 

Выпускник научится: 

 формулировать тему урока после предварительного обсуждения; 

 определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; 

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; 

 осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; 

 учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия. 

Познавательные универсальные учебные действия

 Выпускник научится: 

 находить нужную информацию, используя словари, помещѐнные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); 

 выделять существенную информацию из текстов разных видов; 

 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; 

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; 

 устанавливать аналогии. 

 осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; 

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Выпускник научится: 

 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 

 формулировать собственное мнение и позицию; 

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 

 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 

 задавать вопросы; 

 контролировать действия партнера; 

 использовать речь для регуляции своего действия; 

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Обучающийся научится: 

 приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; 

 отличать подготовленную и неподготовленную речь; 

 знать особенности неподготовленной речи; 

 осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; 

 знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; 

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации; 

знать особенности диалога и монолога; 

 анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; 

 использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; 

 знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); 

 пользоваться основными способами правки текста; 

 создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; 

 восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; 

  составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; 

 составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). 

Обучающийся получит возможность научиться: 

 называть свои речевые роли в разных ситуациях общения; 

 приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; 

 составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). 

 различать подготовленную и неподготовленную речь; 

называть приѐмы подготовки устного высказывания; 

 приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко; оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.; 

выразить похвалу и ответить нанеѐ в соответствии с коммуникативной ситуацией; 

 называть задачи слушания; 

 формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации; 

демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя; 

 анализировать роль различных выделений в учебных текстах 

 вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; 

 писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; 

 создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; 

 создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; 

 работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма). 


Рабочая программа по  предмету «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» для 5 класса составлена на основе:

-  основной образовательной программы основного образования;

- учебного плана МБОУ СОШ № 9 г. Азова;

- положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № 9 г. Азова;

 - авторской рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов «Русский родной язык. 5 – 9 классы»

 под редакцией О.М. Александровой. – М.: Просвещение, 2018.

 

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

-   воспитание гражданина и патриота; формирование представления  о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;  осознание  национального  своеобразия  русского  языка;  формирование познавательного  интереса,  любви,  уважительного  отношения  к  русскому языку,  а  через  него  –  к  родной  культуре;  воспитание  ответственного отношения  к  сохранению  и  развитию  родного  языка,  формирование волонтёрской  позиции  в  отношении  популяризации  родного  языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

-  совершенствование  коммуникативных  умений  и  культуры  речи, обеспечивающих  свободное  владение  русским  литературным  языком  в разных  сферах  и  ситуациях  его  использования;  обогащение  словарного

запаса  и  грамматического  строя  речи  учащихся;  развитие  готовности  и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  в речевом самосовершенствовании;

-  расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского  литературного  языка,  которые  обеспечивают  его  нормативное, уместное, этичное использование  в различных сферах и ситуациях общения;

о  стилистических  ресурсах  русского  языка;  об  основных  нормах  русского литературного языка; о национальной  специфике русского языка и языковых единицах, прежде  всего о лексике и фразеологии  с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

-  совершенствование  умений  опознавать,  анализировать, классифицировать  языковые  факты,  оценивать  их  с  точки  зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-  развитие  проектного  и  исследовательского  мышления, приобретение  практического  опыта исследовательской  работы  по  русскому  языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.Хочу такой сайт

Важнейшими  задачами  курса  являются

- приобщение  обучающихся  к фактам  русской  языковой  истории  в  связи  с  историей  русского  народа;

- формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других  языков  в  контексте  богатства  и  своеобразия  языков,  национальных традиций  и  культур  народов  России  и  мира; 

-расширение  представлений  о русской  языковой  картине  мира,  о  национальном  языке  как  базе  общезначимых  нравственно-интеллектуальных  ценностей,  поведенческих стереотипов  и т.  п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,  национального  самосознания  и  уважения  к  языкам  и культурам других народов нашей страны и мира.

  

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

 

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на 34 часа в год.

Количество часов в неделю по учебному плану:1 час.

 Количество часов в год по календарному учебному графику: 33  часа

( Праздничные дни. – 1  ч. 01.05.2021)

 

Для реализации программы используется учебники :

Русский родной язык : 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

Учебное пособие для -го класса создано в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций,

 

  

Планируемые результаты по учебному предмету «Русский родной язык»

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:

 

                                                   личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых  объектов, лингвистических задач, их решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

            2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;

 

                                            метапредметные:

регулятивные

 учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать  пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом  конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных лингвистических про­блем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

8) понимать и использовать лингвистические сред­ства наглядности (рисунки,  схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

            1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть задачу;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

 

коммуникативные

учащиеся научатся:

             1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

             2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

 4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

 5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

 6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.                     

                    Предметные результаты:

воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1.                   Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

осознание роли русского родного языка в жизни человека;

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка.

 
Родной язык 3 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 06.04.2021 01:01:45 (скачать)
Родной язык 5 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:57 (скачать)
Родной язык 6 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:57 (скачать)
Родной язык 7 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:57 (скачать)
Родной язык 8 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 30.03.2021 15:52:58 (скачать)
Родной язык 10 класс (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».