Родной язык
Аннотация к рабочим программам
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, входящей в государственный реестр
- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе программы по родному русскому языку авторов: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В ,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой Т.Н.
-Образовательная программа НОО МБО СОШ№9 (утверждена приказом директора от 27.08.2020г. № 90-од ;
-Учебный план МБОУ СОШ № 9 г. Азова (утверждён приказом директора от 27.08.2020г. № 90-од
-Календарный учебный график МБОУ СОШ № 9г. Азова (утверждён приказом директора от 27.08.2020г. № 90-од
Рабочая программа по родному языку в 3 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В соответствии с календарным учебным графиком школы на 2020-2021 учебный год реализуется программа в объеме
34 часа
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
оценка своей вежливости;
степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознание важности соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознаниесвоей ответственностиза произнесѐнное или написанное слово;
понимание необходимости добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Регулятивные универсальные учебные действия 7
Выпускник научится:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
находить нужную информацию, используя словари, помещѐнные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста;
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
различать подготовленную и неподготовленную речь;
называть приѐмы подготовки устного высказывания;
приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко; оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.;
выразить похвалу и ответить нанеѐ в соответствии с коммуникативной ситуацией;
называть задачи слушания;
формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации;
демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя;
анализировать роль различных выделений в учебных текстах
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Рабочая
программа по предмету «РУССКИЙ РОДНОЙ
ЯЗЫК» для 5 класса составлена на основе:
- основной образовательной программы основного
образования;
-
учебного плана МБОУ СОШ № 9 г. Азова;
-
положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № 9 г. Азова;
- авторской рабочей программы по русскому
языку для 5-9 классов «Русский родной язык. 5 – 9 классы»
под редакцией О.М. Александровой. – М.:
Просвещение, 2018.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной
язык»
- воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения
к русскому языку, а
через него –
к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции
в отношении популяризации
родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений
и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным
языком в разных сферах
и ситуациях его
использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие
готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- расширение
знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного
языка, которые обеспечивают
его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах
и ситуациях общения;
о
стилистических ресурсах русского
языка; об основных
нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского
языка и языковых единицах, прежде всего
о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
-
совершенствование умений опознавать,
анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать
их с точки
зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного
и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются
- приобщение
обучающихся к фактам русской
языковой истории в
связи с историей
русского народа;
- формирование представлений школьников о сходстве и
различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур
народов России и
мира;
-расширение
представлений о русской языковой
картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых
нравственно-интеллектуальных
ценностей, поведенческих стереотипов
и т.
п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения
к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.
Место
учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому языку составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, и рассчитана на 34 часа в год.
Количество часов в неделю по учебному плану:1 час.
Количество
часов в год по календарному учебному графику: 33 часа
( Праздничные дни. – 1 ч. 01.05.2021)
Для реализации программы используется учебники
:
Русский родной язык : 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. —
М.: Просвещение, 2018.
Учебное пособие для -го класса создано в
соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Русский родной язык»
для общеобразовательных организаций,
Планируемые результаты по учебному
предмету «Русский родной язык»
Программа позволяет добиваться следующих результатов
освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся
мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к
природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию
языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной
деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные
представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2)
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости,
активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных
характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые
коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности
её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность
научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и
соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного
результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий
контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что
нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления
интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и
освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать
знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать
алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и
уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать лингвистические средства
наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую
для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
учащиеся получат возможность
научиться:
1)
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности
в области использования информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентности);
3) видеть задачу;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и
понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные
способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать,
переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том
числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка
достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи,
выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1)
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2)
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при
наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции
во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Предметные
результаты:
воспитание ценностного отношения к родному языку и
литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям
своего народа;
осознание исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета
«Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях и отражать:
1.
Понимание
взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества
и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни
человека;
осознание языка как развивающегося явления,
взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с
национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях художественной
литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой,
специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального
своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических
слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;
распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических
оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории
происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в
современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и
выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и
выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения:
лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования
лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков),
времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание
старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского
литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном
русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков
народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной
лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение значения устаревших слов с национально-культурным
компонентом; определение значения
современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере
употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и
диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание
национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса;
понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление
об активных процессах в современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание
национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым
этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных,
учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения
его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей
иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических
словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных
этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов;
словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного
русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с
учетом её соответствия основными нормами литературного языка.