Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) для детей с ОВЗ разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: (ст.11, п.6)

«В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) устанавливаются федеральные государственные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования»;

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: ( ст. 79, п.3)

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника);

3.  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

(Ст. 79, п. 4)

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

4. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

5. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа;

7. Приказ Минобрнауки РФ ОТ 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования обучающихся с ограниченными возможностями;

8. Приказ Минобрнауки РФ ОТ 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы

Адаптированная образовательная программа начального общего образования  и основного общего образования для детей с ОВЗ направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ОВЗ – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ОВЗ могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню, возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно - поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ОВЗ определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ОВЗ и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АОП могут быть представлены следующим образом.

АОП адресована обучающимся с ОВЗ, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

Школа функционирует как общеобразовательное учреждение. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг.

 

1. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.Хочу такой сайт

К общим потребностям относятся:

·                        получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

·                        выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

·                        получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

·                        обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

·                        психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

·                        психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

·                        постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

·                        Для обучающихся с ОВЗ, осваивающих АОП, характерны следующие специфические образовательные потребности:

·                        обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ОВЗ (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

·                        гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

·                        упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

·                        организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ОВЗ ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

·                        наглядно-действенный характер содержания образования;

·                        обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

·                        постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

·                        специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

·                        необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

·                        постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

·                        использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

·                        комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная накомпенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

·                        специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

·                        развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

·                        обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

·        Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ, можно открыть ему путь к получению качественного образования. 




При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.

Адаптированная образовательная программа на 2018-2019 год.pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575779 Директор/Заведующий Карасёв Евгений Владимирович Дата подписания документа 02.03.2021 11:57:43 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».