Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
Адаптированная
образовательная программа (далее АОП) для детей с ОВЗ разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
1. ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»: (ст.11, п.6)
«В целях
обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) устанавливаются федеральные государственные
стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные
государственные образовательные стандарты специальные требования»;
2. ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»: ( ст. 79, п.3)
Под специальными
условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника);
3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
(Ст. 79, п. 4)
Образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
4. ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
5. ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
6. Примерная адаптированная
основная образовательная программа;
Цель реализации адаптированной
основной образовательной программы
Адаптированная образовательная
программа начального общего образования и основного общего образования для детей с ОВЗ
направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Психолого-педагогическая
характеристика обучающихся с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Категория
обучающихся с ОВЗ – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ОВЗ могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических
факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню, возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения
от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит
не только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего
обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно
легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по
структуре нарушениями когнитивной и аффективно - поведенческой сфер личности.
От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении
начального общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ОВЗ
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ОВЗ и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ОВЗ должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ОВЗ и рекомендации варианта
образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации
обучения по АОП могут быть представлены следующим образом.
АОП
адресована обучающимся с ОВЗ, которые характеризуются уровнем развития несколько
ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия
и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль,
саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы
недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности
вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Школа
функционирует как общеобразовательное учреждение. Однако современные
социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в РФ» требуют организации в
общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со
стороны потребителей образовательных услуг.
1. Особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ
Особые
образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре
и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так
и специфические.
К общим потребностям относятся:
·
получение
специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
·
выделение
пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
дошкольным и школьным этапами;
·
получение
начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
·
обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
·
психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
·
психологическое
сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
·
постепенное
расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
·
Для
обучающихся с ОВЗ, осваивающих АОП, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
·
обеспечение
особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ОВЗ (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
·
гибкое
варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
·
упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
·
организация
процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ОВЗ ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
·
наглядно-действенный
характер содержания образования;
·
обеспечение
непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
·
постоянная
помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
·
специальное
обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
·
необходимость
постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
·
постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
·
использование
преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
·
комплексное
сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на
улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная
психокоррекционная помощь, направленная накомпенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения;
·
специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
·
развитие
и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
·
обеспечение
взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества
с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
·
Только
удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ, можно
открыть ему путь к получению качественного образования.
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.