Образовательная программа основного общего образования
Основное
общее образование
Основное общее образование обеспечивает личностное
самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности,
мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному
выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах
деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования основной школы направлено на
решение следующих задач:
- формирование у обучающихся умения
организовывать свою деятельность;
-
определять цели и задачи;
-
выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
- взаимодействовать с другими людьми в
достижении общих целей;
- оценивать достигнутые результаты.
Недельный учебный план для 5-9 классов ориентирован на
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования.
Режим работы в 5-9 классах по шестидневной учебной
неделе.
Продолжительность учебного года для обучающихся 5-8,
9а,в классов, реализующих ФГОС ООО, составляет 34 учебные недели. Продолжительность
учебного года для обучающихся 9 классов (без учета государственной итоговой
аттестации) составляет 34 учебные недели. Количество учебных занятий за 5 лет
(с 5 по 9 классы) составляет 5848 часа.
Содержание образования основной школы является относительно завершенным и базовым
для продолжения обучения в средней
общеобразовательной школе или в учреждении профессионального
образования, создает условия для получения обязательного среднего общего
образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их
социального самоопределения и самообразования.
Особого внимания на ступени основного общего
образования требуют обучающиеся 5-6-ых
классов, особенности их развития связаны:
- с
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой
внутренней позиции обучающегося -
направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных
целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных
действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с
осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных
действий, таких как моделирование, контроль и оценка, проектирование
собственной учебной деятельности;
- с
формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на
общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
- с
овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества;
- с
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества,
которая выражается в переходе от классно-урочной к лабораторно-семинарской и
практико-исследовательской деятельности.
Содержание обучения в 5-6-ых классах реализует принцип
преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым
для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной
школы.
Изучение систематических курсов естественнонаучных и
общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять
явления природной, социальной, культурной, технической среды; выделять,
систематизировать и обобщать их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и
оценивать их значимость.
На формирование у обучающихся социальных, нравственных
и эстетических ценностей направлены курсы литературы, истории и обществознания, искусства, иностранного языка.
Формированию ключевых компетентностей,
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества), способствуют все учебные предметы, но в
большей степени - русский язык, иностранные
языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя обязательные
учебные предметы «Русский язык» и «Литература».
С
целью достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности в 5-6 классах обязательный учебный предмет «Литература» (3 часа
в неделю) укреплен дополнительным 1 часом из части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Предметная область «Иностранные языки»
включает обязательный учебный предмет «Иностранный язык».
В
рамках ФГОС ООО предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на
уровне основного общего образования (далее - предметная область ОДНКНР) является продолжением
предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» на уровне
начального общего образования.
Предметная область «ОДНКНР»
на уровне основного общего образования реализуется
в урочной форме за счет части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, в качестве отдельных учебных предметов с учетом минимального
объема учебной нагрузки в 7-8 классах по 34 часа в год, а в 9а,в классах по 68
часов в год с последующим выставлением итоговой отметки в аттестат об основном
общем образовании.
Изучение предметной
области ОДНКНР обеспечит:
воспитание способности
к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
формирование
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли
в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества
в становлении российской государственности
В предметную область «Математика и
информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (5-6 классы), «Алгебра»(7-9 классы) и «Геометрия» (7-9 классы), «Информатика» (7-9 классы).
Предметная
область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных
предметов «История России. Всеобщая история» (5-9 классы), «Обществознание»
(6-9 классы), «География» (5-9классы).
С целью
сохранения преемственности предметной области «Обществознание и
естествознание» на уровне начального общего образования и
предметной области «Общественно-научные предметы» на уровне основного общего
образования в 5 классах учебный предмет «Обществознание» изучается за
счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
В предметную область «Естественно-научные» предметы влючены обязательные учебные предметы «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), «Биология» (5-9 классы).
В предметную
область «Искусство» входят обязательные учебные предметы «Музыка» (5-8 классы),
и «Изобразительное искусство» (5-8 классы).
Предметная область «Технология» включает обязательный
учебный предмет «Технология», построенный по модульному принципу с учетом
возможностей образовательного учреждения (5-8 классы).
Предметная область «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» представлена обязательными учебными предметами
«Физическая культура» (5-9 классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9
классы).
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме
3-х часов в неделю,
для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся. При проведении
уроков физической культуры
используются спортивные
сооружения, спортивная площадка и спортивный зал школы. Используются
инновационные методики и технологии физического воспитания, современные
мультимедийные средства, повышающие интерес к занятиям физической культурой,
формирующие творческую активность и самостоятельность. При организации,
планировании и проведении уроков физической культуры не проводятся сдвоенные уроки, не заменяются
уроки физической культуры аудиторными занятиями или другими предметами.
Учебный предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 5-7 классах изучается в качестве модуля (отдельных тем) в
учебных предметах «Физическая культура», «Технология», «Обществознание»,
«География», «Биология», «Физика». Часы
«Технологии» в 9 классе по ФК ГОС перенесены в компонент образовательного
учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
В 9 классах завершается общеобразовательная подготовка
по базовым предметам основной школы, предпрофильная подготовка создает условия
для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного
варианта жизненной страт
Часы из части, формируемой
участниками образовательного процесса распределены следующим образом:
5 класс (5
классов по 2 часа ФГОС ООО) |
10 часов |
Школа здоровья |
1 |
Занимательный русский язык |
1 |
Геологическая летопись Ростовской области |
1 |
Здоровье в саду и на грядке |
2 |
Английский с увлечением |
1 |
Общая физическая подготовка |
1 |
Юный исследователь |
1 |
Английский с удовольствием |
1 |
Изучение французской грамматики |
1 |
6 класс (5
классов по 2 часа ФГОС ООО) |
10 часов |
Спорт и здоровье |
1 |
Секреты орфографии |
1 |
Увлекательная этимология |
1 |
Занимательная математика |
1 |
Природа Донского края |
1 |
Совершенствуй свой English |
1 |
Чтение. Почему нет? |
1 |
Детская французская литература |
1 |
Культура речи |
1 |
Здоровый образ жизни |
1 |
7 класс (6
классов по 2 часа ФГОС ООО) |
12 часов |
Трудные вопросы орфографии |
1 |
Мир математики |
2 |
Кладовая языковедения |
1 |
Слово и текст |
1 |
Решение исследовательских заданий
практико-ориентированной направленности |
1 |
Информатика в задачах |
1 |
Занимательная грамматика |
1 |
За страницами учебника немецкого языка |
1 |
Физика в практике |
1 |
Окно в Британию |
1 |
Основы православной культуры |
1 |
9а,в класс (2 класса по 1 часу ФГОС ООО |
2 часа |
Написание сочинений разных жанров |
1 |
Практикум по математике |
1 |
Внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность реализуется на добровольной основе в
соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей). Направлена
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы МБОУ СОШ № 9 г.Азова. Осуществляется в формах, отличных от
классно-урочной, организуется по 5 направлениям:
·
общеинтеллектуальное;
·
спортивно-оздоровительное;
·
общекультурное;
·
духовно-нравственное;
·
социальное.
Общеинтеллектуальное: Занимательная химия, Химия вокруг нас, Юный
исследователь, Лесовичок, Знакомые незнакомцы, Зеленая архитектура,
Занимательная ботаника, Основы медицинской биологии, Познай себя, Юный биолог,
Занимательная зоология, По страницам истории, Английский для общения, Цветы на
подоконнике, Цветоводство, Обработка текстовой информации, Технология
мультимедиа, Мир Ардуино, Обработка звуковой информации, Электронные таблицы,
Программирование, Начала информатики, Начала программирования, Юный
программист, Занимательный немецкий, Юный шахматист.
Спортивно-оздоровительное: ОФП, Баскетбол, Волейбол, ОФП Юнармии.
Общекультурное: Хоровое пение, Увлекательное чтение, Юный столяр,
Техническое творчество, Мягкая игрушка, Бисероплетение, Вышивание лентами,
Цветочный рай, Художественная мастерская, Кулинария, Руки мастеров.
Духовно-нравственное:
Основы православной культуры, Экология
донского края.
Социальное: Безопасность на дорогах, Юный пожарный, ОБЖ, Правила
поведения при ЧС, Юный правовед, Избирательное право, В мире с собой, Путь к
себе, Азбука безопасности, Пойми себя, Азбука общения, Познай себя, Азбука
психологии, Азбука телевидения, Школьное телевидение.
Недельный учебный план
МБОУ СОШ №9 г. Азова на уровне основного общего
образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования на 2018-2019 учебный год
(6-дневная учебная неделя)
Предметные
области |
Классы
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
5
классы |
6 классы |
||||||
Обязательная
часть |
Часть,
формируемая участниками оо |
Всего
|
Обязательная
часть |
Часть,
формируемая участниками оо |
Всего |
||
Русский язык и литература |
Русский язык |
5 |
5 |
6 |
- |
6 |
|
Литература |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
Математика и информатика |
Математика |
5 |
1 |
6 |
5 |
1 |
6 |
Информатика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Общественно- научные предметы |
История России. Всеобщая история |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
Обществознание |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
|
География |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Естественно- научные предметы |
Биология |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Технология |
Технология |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
Курсы по выбору обучающихся |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
|
Итого |
27 |
5 |
32 |
29 |
4 |
33 |
Предметные
области |
Классы
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
8 классы |
|||||||
Обязательная
часть |
Часть,
формируемая участниками оо |
Всего
|
Обязательная
часть |
Часть,
формируемая участниками оо |
Всего |
||
Русский язык и литература |
Русский язык |
4 |
- |
4 |
3 |
1 |
4 |
Литература |
2 |
1 |
3 |
2 |
- |
2 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
Математика и информатика |
Алгебра |
3 |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
Геометрия |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
|
Информатика |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Общественно- научные предметы |
История России. Всеобщая история |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
Обществознание |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
География |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
|
Естественно- научные предметы |
Физика |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
Химия |
- |
- |
- |
2 |
1 |
3 |
|
Биология |
1 |
- |
1 |
2 |
- |
2 |
|
ОДНКНР |
|
- |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
|
Технология |
Технология |
2 |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
|
Курсы по выбору обучающегося |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
|
Итого |
30 |
5 |
35 |
32 |
4 |
36 |
Предметные
области |
Учебные
предметы Классы |
Количество часов в неделю |
||
9
а, в классы |
||||
Обязательная
часть |
Часть,
формируемая участниками оо |
Всего |
||
Русский язык и литература |
Русский язык |
3 |
|
3 |
Литература |
3 |
|
3 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
3 |
|
3 |
Математика и информатика |
Алгебра |
3 |
1 |
4 |
Геометрия |
2 |
|
2 |
|
Информатика |
1 |
|
1 |
|
Общественно- научные предметы |
История России. Всеобщая история |
3 |
|
3 |
Обществознание |
1 |
|
1 |
|
География |
2 |
|
2 |
|
Естественно- научные предметы |
Физика |
3 |
|
3 |
Химия |
2 |
|
2 |
|
Биология |
2 |
|
2 |
|
ОДНКНР |
|
- |
2 |
2 |
Искусство |
Музыка |
- |
- |
- |
Изобразительное искусство |
- |
- |
- |
|
Технология |
Технология |
- |
- |
- |
Физическая культура и ОБЖ |
Физическая культура |
3 |
|
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
1 |
|
Курсы по выбору обучающегося |
- |
1 |
1 |
|
Итого |
32 |
4 |
36 |
При реализации образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются.