Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г.Азова ( МБОУ СОШ №9 г. Азова ) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ №9 г. Азова протокол от 28.03. 2022 г. № 6 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №9 г. Азова Е.В.Карасев Приказ от 28.03. 2022г. №41-од Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной МБОУ СОШ № 9 г. Азова за 2022 год I. Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная МБОУ СОШ №9 г. Азова № 9 г. Азова Руководитель Карасев Евгений Владимирович Адрес организации 346783, г. Азов, Ростовская область, Московская, 141 Телефон, факс (86342) 6-45-09 Адрес электронной почты mboy9azov@mail.ru Учредитель Управление образования администрации г. Азова Дата создания 1962 год Лицензия От 18.03.2013 № 3296, серия 61 ЛО1 № 0000541 Свидетельство о государственной аккредитации От 17.04.2012 № 1727, серия ОП № 025684; срок действия: до 17апреля 2024 года Основным видом деятельности МБОУ СОШ № 9 г.Азова (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ: основной образовательной программы начального общего образования; основной образовательной программы основного общего образования; основной образовательной программы среднего общего образования. Также Школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования; основного общего образования. Также Школа реализует образовательные программы дополнительного образования детей. II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Школе Наименование Функции органа Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство МБОУ СОШ №9 г. Азова Управляющий совет Рассматривает вопросы: − развития образовательной организации; − финансово-хозяйственной деятельности; − материально-технического обеспечения Педагогический Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью МБОУ СОШ совет №9 г. Азова, в том числе рассматривает вопросы: − развития образовательных услуг; − регламентации образовательных отношений; − разработки образовательных программ; − выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; − материально-технического обеспечения образовательного процесса; − аттестации, повышения квалификации педагогических работников; − координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: − участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; − принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; − разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; − вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Совет школы -содействие в создании оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся, в том числе детей – сирот, детей – инвалидов, детей из малообеспеченных семей; -формирование предложений родительской общественности на виды образовательных услуг, в том числе дополнительных; - содействие внедрению инновационных технологий в деятельность образовательного учреждения; Совет отцов -является содействие в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, обобщение и распространение опыта успешных семей, способствующих функционированию и развитию коррекционного учреждения, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей. - обсуждает поведение родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей; ставит перед государственными организациями вопрос о привлечении таких родителей к ответственности, установленной Законодательством РФ; -оказывает помощь классным руководителям в проведении профилактической работы с учащимися и родителями, состоящими на всех видах учета; -содействует администрации МБОУ СОШ №9 г. Азова в проведении лекций, диспутов, массовых мероприятий, разъяснительных бесед с несовершеннолетними и их семьями, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, формирование положительного облика отца, активизацию работы с семьей; -выносит проблемные вопросы на обсуждение Совета МБОУ СОШ №9 г. Азова для принятия решения руководством МБОУ СОШ №9 г. Азова и родительской общественностью; -принимает участие в проведении профилактических рейдовых мероприятий, организуемых МБОУ СОШ №9 г. Азова; рассматривает персональные дела учащихся и родителей, требующих особого воспитательно - педагогического внимания; -пропагандирует положительный опыт семейного воспитания, повышает ответственность родителей за воспитание детей; -осуществляет социальную защиту, поддержку и адаптацию детей к жизни в обществе, организует работу с подростками, имеющими девиантное поведение; - способствует формированию у учащихся активной гражданской позиции, развитию навыков социального поведения; -ведет работу по ранней профессиональной ориентации учащихся, опираясь на жизненный опыт; -совместно с социальным педагогом осуществляет посещение семей социального риска для оказания помощи. Родительский комитет - Содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса. - Координирует деятельность классных родительских комитетов. - Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях. -. Взаимодействует с органами самоуправления МБОУ СОШ №9 г. Азова по вопросам организации и проведении общешкольных мероприятий, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции общешкольного родительского комитета. Для осуществления учебно-методической работы в МБОУ СОШ №9 г. Азова создано девять школьных методических объединений: − начальных классов; - русского языка и литературы; -математики, физики и информатики; − истории, географии ; − биологии и химии; − иностранного языка - искусство, технологии - ОБЖ, физической культуры - классных руководителей По итогам 2022 года система управления Школой оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная деятельность организуется в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021); СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; основными образовательными программами по уровням образования, включая рабочие программы воспитания, учебные планы, планы внеурочной деятельности, календарные учебные графики, календарные планы воспитательной работы; расписанием занятий. Учебные планы 1-х и 2–4-х классов ориентированы на четырехлетний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО второго поколения и ФГОС НОО-2021), 5-х и 6–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО второго поколения и ФГОС2021), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). Форма обучения: очная. Язык обучения: русский. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы в 2022 г. Название образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 Численность обучающихся на 01.09.2022 185 Основная образовательная программа начального 514 общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 180 Основная образовательная программа основного 603 общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 Основная образовательная программа среднего 124 общего образования по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 Школа реализует следующие образовательные программы: основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286; основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287; основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; адаптированные основная общеобразовательные программы начального общего образования и основного общего образования; дополнительные общеразвивающие программы. Переход на обновленные ФГОС Во втором полугодии 2021/22 учебного года школа проводила подготовительную работу по переходу с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, МБОУ СОШ № 9 г. Азова разработало и утвердило дорожную карту, чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности. В том числе определило сроки разработки основных общеобразовательных программ – начального общего и основного общего образования, вынесло на общественное обсуждение перевод всех обучающихся начального общего и основного общего образования на новые ФГОС и получило одобрение у 87 процентов участников обсуждения. Для выполнения новых требований и качественной реализации программ в МБОУ СОШ № 9 г. Азова на 2022 год запланирована масштабная работа по обеспечению готовности всех участников образовательных отношений через новые формы развития потенциала. Деятельность рабочей группы в 2021–2022 годы по подготовке Школы к постепенному переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты реализованы на 100 процентов. С 1 сентября 2022 года МБОУ СОШ № 9 г. Азова приступила к реализации ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х и 5-х классах. Школа разработала и приняла на педагогическом совете 28.06.2022 (протокол № 14 – для 1—х, 2-4 классов) , основные общеобразовательные программы – начального общего и 29.08.2022 (протокол № 1 – для 5, 6-11 классов) основного общего образования, отвечающие требованиям новых стандартов, а также определила направления работы с участниками образовательных отношений для достижения планируемых результатов согласно новым требованиям. Включение в образовательный процесс детей из ДНР, ЛНР и Украины С 24.02. 2022 года в школу зачислены обучающиеся, прибывшие из ДНР, ЛНР и Украины: на уровень НОО – 6 обучающихся (3 - в 1-й, 1- в 3-й и 2 - в 4-й класс); на уровень ООО – 3 обучающихся (2 – в 8-й класс и 1 – в 9-й класс); В школе проведена работа по адаптации детей-беженцев в новых условиях: организованы консультации для родителей прибывших школьников с целью информирования об условиях обучения, поддержки и выявления особых образовательных потребностей обучающихся; классные руководители проинформировали вновь прибывших обучающихся о правилах пользования ЭОР и ЦОР, изучили образовательные потребности и интересы учеников, включили в планы воспитательной работы мероприятия по сплочению коллектива. В целях обеспечения комплексной психолого-педагогической поддержки учеников с территорий ДНР, ЛНР и Украины организована совместная работа специалистов социальнопсихологической службы Школы и муниципального Центра психолого-педагогической помощи. Педагог-психолог и специалисты Центра провели в классах, где учатся дети с территорий ДНР, ЛНР и Украины, тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации. Также специалисты Центра провели индивидуальные консультации для учеников, чтобы помочь справиться со стрессом, преодолеть последствия травматического события, научить способам саморегуляции. Применение ЭОР и ЦОР В 2022 году была проведена работа по внедрению цифровой образовательной платформы ФГИС «Моя школа». Организованы три обучающих семинара для педагогов. На мероприятиях педагоги изучили функциональные возможности платформы и порядок подключения к цифровому ресурсу. МБОУ СОШ № 9 г. Азова осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР, включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ в 1 и 5-х классах на предмет соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). Для 1, 5 –х классов рабочие программы составлялись с помощью конструктора рабочих программ. В ходе посещения уроков осуществлялся контроль использования ЭОР. По итогам контроля установлено: 1. Все рабочие программы для 1 и 5-х классов содержат ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). 2. На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 3. 653). 4. Мероприятия по подключению к ФГИС «Моя школа» в МБОУ СОШ № 9 г.Азова выполнены на 89 процентов. По состоянию на 31.12.2022 в МБОУ СОШ № 9 г.Азова обеспечено подключение к ФГИС «Моя школа»: Профили обучения В 2020/21 году для обучающихся 10-х классов был сформирован универсальный профиль. В 2022/23 году для обучающихся 10-х классов были сформированы два профиля (универсальный и психолого- педагогический). Таким образом, в 2022/23 учебном году в полной мере реализуется ФГОС СОО и профильное обучение для обучающихся 10-х и 11-х классов. Перечень профилей и предметов на углубленном уровне – в таблице. Профили и предметы на углубленном уровне Профиль Профильные предметы Количество учащихся, Элективные обучающихся курсы по профилю в 2020/21 учебном году Алгебра и начала Универсальный математического анализа Психологопедагогический Психология педагогика Количество учащихся, обучающихся по профилю в 2021/22 учебном году Количество учащихся, обучающихся по профилю в 2022/23 учебном году 121 116 91 0 0 33 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Школа реализует следующие АООП: адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся: вариант 2.1 – 1 чел. вариант 7.2 – 2 чел с тяжелыми нарушениями речи -1 адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся: с РАС – 1 чел вариант 2.1 – 1 чел с НОДА – 1 чел с ЗПР – 2 чел В Школе созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Отдельные классы, группы для обучающихся с ОВЗ скомплектованы в зависимости от категории обучающихся, вариантов адаптированных основных образовательных программ и СанПиН: общеобразовательные классы, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможностей здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе. Разработана программа коррекционной работы, включающая коррекционно-развивающие курсы, которые проводят учитель-логопед и педагог-психолог, дефектолог. Применяются специальные методы, приемы и средства обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированные компьютерные технологии, дидактические пособия, визуальные средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающие контроль за устной и письменной речью. В образовательном процессе ведется тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности включают: кружки, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, летний лагерь. С 1 сентября 2022 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней образования в объеме 34 часов. На основе примерной программы курса «Разговоры о важном», одобренной решением ФУМО (протокол от 15.09.2022 № 6/22), были разработаны рабочие программы внеурочных занятий «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Первое занятие состоялось 5 сентября 2022 года. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители. В первом полугодии 2022/23 учебного года проведено 15 занятий в каждом классе. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» в 1–11-х классах: фактически проведены в соответствии с расписанием; темы занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения; формы проведения занятий соответствуют рекомендованным. С 27 января 2022 года организован школьный спортивный клуб «Девятка». В рамках клуба реализуются программы внеурочной деятельности волейбол – 5 групп; общая физическая подготовка – 6 групп; В объединениях клуба в первом полугодии занято 112 обучающихся. Для реализации проекта имеется: спортивный зал, использующийся для проведения спортивных соревнований с участием школьников; В первом полугодии 2022/23 учебного года в рамках клуба проведены следующие спортивные мероприятия: № п/п Мероприятие Место проведения Дата проведения Количество участников 1 День здоровья Спортивная площадка 05.10.2022 98 человек 2 «Веселые старты», школьный этап Спортивная площадка 31.10.2022 186 человек 3 Первенство по волейболу среди юношей 7-8-х классов Спортивный зал 07.12.2022 20 человек 4 Первенство по волейболу среди девушек 8-11х классов Спортивный зал 21.12.2022 30 человек Вывод: Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме. Воспитательная работа Воспитательная работа 2022 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующую ООП. Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим модулям: инвариантные –«Школьный урок»/«Урочная деятельность» (по ФГОС 2021), «Курсы внеурочной деятельности»/«Внеурочная деятельность» (по ФГОС 2021), «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды» (по ФГОС 2021), «Работа с родителями»/«Взаимодействие с родителями (законными представителями)» (по ФГОС 2021), «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Профориентация», «Социальное партнерство» (по ФГОС 2021); вариативные – «Ключевые общешкольные дела», «Безопасность жизнедеятельности», «Школьные медиа», «Экологическое воспитание». Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны: коллективные школьные дела; акции; фестивали; праздники экскурсии. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ СОШ № 9 г. Азова организуется в рамках реализации рабочей программы воспитания, в частности проекта «Я помню! Я горжусь!». Деятельность носит системный характер и направлена на формирование: гражданского правосознания; патриотизма и духовно-нравственных ценностей; экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира; активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении. В 2022 году в Школе проведено 6 общешкольных мероприятий, 9 единых классных часов, 8 акций гражданско-патриотической направленности. Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие результаты: планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся; в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, которые направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его кругозора; наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность в гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных руководителей: Гончаровой О.Н. (1 «В» класс), Белоненко Н.А. (3 «А» класс), Кравченко О.И. (4 «А» класс), Страмаус Е.А. (5 «А» класс), Луценко И.В. (6 «А» класс), Чеха И.А. (7 «А» класс), Филатовой И.Ю. (7«В» класс), Родичкиной С.И. (8 «Д» класс), Федоренко О.А. (9 «А» класс), Марченко Е.И. (10 «А» класс). Посещенные классные мероприятия гражданско-патриотической направленности показывают, что в основном классные руководители проводят классные мероприятия на достаточно высоком уровне. Классные руководители осуществляют гражданско-патриотическое воспитание обучающихся Школы через разнообразные виды деятельности в очном формате и онлайн: экскурсии; поисково-исследовательскую работу школьного музея; встречи с участниками локальных войн, ветеранами боевых действий, ветеранами труда, выпускниками Школы; кружковую и досуговую деятельность. В 2022 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формирование ответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов и т. п. В рамках работы по формированию представлений о государственной символике были запланированы и реализованы следующие мероприятия: в рамках модуля «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Школьный урок» тематические разделы или компоненты по изучению государственных символов включены в предметные области, учебные предметы, курсы, модули: русский язык, литература, родной язык, литературное чтение на родном языке, окружающий мир, обществознание, история, ОРКСЭ, ОДНКНР, искусство. Внесены корректировки в рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей; в рамках модуля «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021)/«Курсы внеурочной деятельности» в план внеурочной деятельности включены курсы внеурочной деятельности «Я- гражданин и патриот России» в 8-х классах; педагоги внеурочной деятельности предусмотрели в рабочих программах новые формы проведения занятий (исторические экскурсии, викторины по истории госсимволов); в рамках модуля «Основные школьные дела» организованы еженедельные линейки по понедельникам перед уроками с выносом флага РФ и исполнением гимна РФ, День Герба РФ; Эффективность воспитательной работы Школы в 2022 году оценивалась по результатам анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об удовлетворительном уровне организации воспитательной работы Школы в 2022 году. Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся. Создаются условия для самореализации детей и подростков. Осуществляется поддержка в преодолении обучающихся трудностей в обучении и социализации. Деятельность педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на удовлетворительном уровне. Все запланированные мероприятия реализованы в полном объеме. Дополнительное образование Охват дополнительным образованием в Школе в 2022 году составил 47 процентов. Во втором полугодии 2021/22 учебного года Школа реализовывала 45 дополнительных общеразвивающих программ по шести направленностям: художественное («Художественная мастерская», «Лепка», «Вышивание лентами», «Краски природы», «Рисунок», «Вдохновение», «Украшение своими руками», «Вязание», «Веселые бантики», «Азбука телевидения», «Вышивание нитью», «Бисероплетение», «Конструирование»); физкультурно-спортивное («Народные игры», «Баскетбол», «ЗОЖ», «ОФП», «Волейбол»); социально-гуманитарное («Изотерапия», «Познай себя», «Юный медиатор», «Я и выбор профессии», «Я – волонтер», «Правознайка», «Права ребенка», Правила безопасного поведения», «Безопасность и защита человека», ЧС мирного времени, «Правила поведения при угрозе ЧС», «Светская этика», «Активист РДШ»); туристско-краеведческое («Юный экскурсовод»); естественно-научное («Первая медицинская помощь», «Основы медицинских знаний», «Биологические основы овощеводства», «Занимательная ботаника», «Занимательная зоология», «Медицинская биология», «Экология донского края», «Химия вокруг нас», «Химическая лаборатория», «Основы ЗОЖ»); техническое («Техническое творчество», «Юный программист»). В первом полугодии 2022/23 учебного года реализовывала 18 дополнительных общеразвивающих программ по пяти направленностям: художественное («Хоровое пение», «Художественная мастерская», «Бисероплетение», «Лепка», «Азбука телевидения»); физкультурно-спортивное («Основы здорового образа жизни», «Баскетбол», «Волейбол»); социально-гуманитарное («Безопасность и защита человека», «Светская этика», «Основы права», «Права ребенка», «Я-волонтер», «Я и выбор профессии»); естественно-научное («Основы медицинских знаний»); техническое («Техническое творчество», «Основы кроя и шитья», «Юный программист»). Во втором полугодии 2021/22 учебного года по программам социально-гуманитарной направленности занимались 26 процентов обучающихся, осваивающих дополнительные образовательные программы. В первом полугодии 2022/23 учебного года доля обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы технической и естественнонаучной направленности, выросла на 7 процентов и составила 33 процента. Это говорит о росте интереса обучающихся к освоению программ социально-гуманитарной направленности и необходимости увеличения количества программ по этим направленностям. Доля обучающихся, осваивающих программы естественно-научной направленности напротив снизилась с 20 до 6 процентов. Вывод: С целью увеличения процента охвата обучающихся дополнительным образованием в 2023 году, необходимо предусмотреть возможность разработать новые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Особое внимание уделить программам естественно-научной направленности. Об антикоронавирусных мерах. МБОУ СОШ № 9 г. Азова в течение 2022 года продолжала профилактику коронавируса. Для этого были запланированы организационные и санитарно-противоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы образовательных организаций г. Азова. Школа: закупила бесконтактные термометры, два стационарных бесконтактных напольных программных комплекса с функцией автоматической дезинфекции рук на главные входы, рециркуляторы настенные для обеззараживания воздуха в каждый кабинет , средства и устройства для антисептической обработки рук в туалетах и столовой (в зале для приема пищи), антисептические средства , маски медицинские, перчатки латексные из расчета на два месяца; разработала графики уборки, проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально безопасные условия для приема пищи ( согласно графика питания); закупила достаточное количество масок для выполнения обязательного требования к ношению масок на экзамене членами экзаменационной комиссии; разместила на сайте Школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки распространили посредством мессенджеров и социальных сетей. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 25 мая. Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–8-е классы – 34 недели, 9-е и 11-е классы – по окончании ГИА. Продолжительность уроков – 40 минут. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1- 4-х классов, по шестидневной учебной неделе — для 5–11-х классов. Занятия проводятся в две смены: 1 смена для обучающихся 1–2-х, 5-х, 6а, 7а, 9-11-х классов, 2 смена — для обучающихся 3-4х, 6б,6в,6г,6д,6е, 7б,7в,7г,7д, 8-х классов. Режим образовательной деятельности Классы Количество Продолжительность урока (мин.) смен 1 1 2–4 2 5-11 2 Ступенчатый режим: - I четверть - 3 урока по 35 мин., - II четверть - 4 урока по 35 мин., - III, IV четверть – 4 урока по 40 мин Количество учебных дней в неделю Количество учебных недель в году 5 34 40 5 34 40 6 34 Начало занятий 1 смены – 8:00. Начало занятий 2 смены – 13:20. IV. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2021/22 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных образовательных программ. Статистика показателей за 2021/22 год № п/п 1 2 3 4 Параметры статистики 2021/22 учебный год Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для 2021/22), в том числе: 1546 – начальная школа 697 – основная школа 734 – средняя школа 115 Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение: 3 – начальная школа 0 – основная школа 3 – средняя школа 0 Не получили аттестата: 0 – об основном общем образовании 0 – о среднем общем образовании 0 Окончили Школу с аттестатом особого образца: 11 – в основной школе 6 – в средней школе 5 Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся Школы. В Школе организовано профильное обучение на уровне среднего общего образования. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний за 2021-2022 учебный год Класс Кол-во уч-ся на 01.09. 2021 Приб Выбы Итого ыло ло на Конец 20212022г Аттест овано Качест во знаний % 1-е 2-е 3-е 4-е Итого 1-4-е 5-е 6-е 7-е 8-е 9-е Итого 5-9-е 10-е 11-е Итоги 10-11-е Итого 111-е Успева емость Результаты освоения программ % 5 % 4+5 % 5+4+3 % 2 % н/а % 183 171 166 178 2 3 2 2 1 6 1 2 184 168 167 178 168 167 178 70 70 65 100 100 100 11 27 28 7 16 16 118 117 115 70 70 65 168 167 178 100 100 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 698 9 10 697 513 68 100 66 13 350 68 513 100 0 0 0 0 171 148 143 145 125 3 0 3 3 3 0 1 3 3 3 174 147 143 145 125 172 147 142 145 125 56 49 41 38 47 99 100 99 100 100 22 13 9 10 8 13 9 6 7 6 98 72 58 55 59 56 49 41 38 47 172 147 142 145 125 99 100 99 100 100 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 1 0 0 1 0 1 0 0 732 12 10 734 731 47 99,6 62 8 342 47 731 99,6 0 0 3 0,4 63 53 1 0 2 0 62 53 62 53 70 97 100 13 8 21 15 30 37 48 70 60 53 97 100 2 0 3 0 0 0 0 0 116 1 2 115 115 58 98 21 18 67 58 113 98 2 2 0 0 1546 22 22 1546 1359 56 99,7 149 11 759 56 1357 99,7 2 0,1 3 0,2 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «качество знаний» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», понизился на 4 % (в 2021 был 72%), процент учащихся, окончивших на «5», понизился на 2 % (в 2021 – 15%). Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «качество знаний» в 2022 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», повысился на 2 процента (в 2021 был 45%), процент учащихся, окончивших на «5», повысился на 1% (в 2021 – 7%). В 2021 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам испытания все получили «зачет» за итоговое собеседование. Результаты освоения учащимися программ среднего общего образования по показателю «качество знаний» в 2022 учебном году повысился на 4 % (в 2021 количество обучающихся, которые закончили полугодие на «4» и «5», было 52%), процент учащихся, окончивших на «5», повысился на 1% (в 2021 было 10%). Результаты ГИА – 2022 В 2022 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками ГИА-9 и ГИА-11. Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому языку и математике, а также по двум предметам на выбор. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому языку и математике – и при желании по предметам по выбору. Общая численность выпускников 2021/22 учебного года 9-е классы 11-е классы 125 53 Количество обучающихся на семейном образовании 0 1 Количество обучающихся с ОВЗ 1 0 Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое собеседование/ сочинение 125 53 Количество обучающихся, не допущенных к ГИА 0 0 Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА 125 53 Количество обучающихся, получивших аттестат 125 53 Общее количество выпускников ГИА в 9-х классах В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание проходило 09.02.2022, в МБОУ СОШ № 9 г. Азова в очном формате. В итоговом собеседовании приняли участие 125 обучающихся (100%), 120 обучающихся получили «зачет». 4 обучающихся не явились по болезни, 1 обучающийся получил «незачет». В дополнительные сроки 9 марта 2022 года итоговое собеседование сдавали 5 обучающийся, которые получили «зачет». В 2022 году 124 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ, 1 обучающаяся сдавала ГИА в форме ГВЭ. Обучающиеся сдали ОГЭ по основным предметам – русскому языку и математике на достаточно хорошем уровне. Результаты ОГЭ по обязательным предметам Учебный Математика Русский язык год Успеваемость Качество Средний Успеваемость Качество Средний балл балл 2019/2020 Отменены 2020/2021 100 41 3,5 100 70 4,11 2021/2022 100 42 3,5 100 80 4,2 Также все выпускники 9-х классов успешно написали внутренние контрольные работы по выбранным предметам. Результаты написания контрольных работ по предметам по выбору выявили стопроцентную успеваемость и в целом хорошее качество знаний обучающихся. Результаты ОГЭ в 9-х классах Предмет Количество обучающихся Качество Средний балл Успеваемость Обществознание 82 38 3,4 97,6 История 11 45,5 3,6 100 Английский язык 6 100 4,6 100 Биология 28 54 3,6 100 Информатика 26 61,5 3,8 100 Литература 1 100 4 100 Физика 8 25 3,4 100 География 72 55,6 3,7 97 Химия 14 85,7 4,3 100 Замечаний о нарушении процедуры проведения ГИА-9 в 2022 году не было, что является хорошим результатом работы с участниками образовательных отношений. Все девятиклассники Школы успешно закончили 2021/22 учебный год и получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 6 человек, что составило 5 процентов от общей численности выпускников. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего образования за три последних года 2019/20 2020/21 2021/22 Колво % Колво % Критерии Колво Количество выпускников 9-х классов всего 133 100 150 100 125 100 Количество выпускников 9-х классов, успевающих по итогам учебного года на «5» 6 5 16 11 8 6 Количество выпускников 9-х классов, успевающих 62 47 62 41 59 47 % по итогам учебного года на «4» и «5» Количество выпускников 9-х классов, допущенных к 133 государственной (итоговой) аттестации 100 150 100 125 100 Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации 0 0 0 0 0 0 ГИА в 11-х классах В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники 2021/22 года писали итоговое сочинение 1 декабря 2021 года. В итоговом сочинении приняли участие 53 обучающихся (100%), по результатам проверки получили «зачет» 51 = 96%. В дополнительные сроки 2 февраля 2022 года писали итоговое сочинение 2 обучающихся, по результатам проверки получили «зачет». В 2022 году все выпускники 11-х классов (53 человека) были допущены и успешно сдали ГИА. Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ. Таблица 13. Результаты сдачи ЕГЭ в 2022 году Предмет Ми ни ма ль но е ко ли чес тво бал ло в Колво сда ющи Средний балл по школе х данн ый пред мет 2018 2019 2020 2021 2022 в 2022 г. Математика (проф) 27 20 Русский язык 24 Физика 10 0бал ьн ик и Кол-во Кол-во выпускни выпускн ков, иков, не набравши преодол х 80 и евших более порог баллов (%) (%) в 2022г. 48 54 53 55 57 0 1 (5%) 68 72 67 69 71 68 8 (15%) 0 36 6 54 51 47 54 56 0 0 Химия 36 12 65 53 52 43 57 1 (9 %) 3 (25%) Биология 36 18 52 54 54 53 47 0 5 (28%) История 32 6 46 44 56 52 60 1 (17%) 0 Английский язык 22 7 61 66 72 64 66 3 (43%) 0 Информатика 40 7 30 58 52 67 52 0 1 (14%) 42 24 54 52 55 59 53 1 (4%) 3 (12,5%) Обществознание Литература 32 5 46 51 62 64 59 0 0 География 37 2 - 62 - 85 48 0 0 В 2022 году ЕГЭ по математике был предметом по выбору. Обучающиеся, которые поступали в вузы, сдавали ЕГЭ по математике профильного уровня. Повышение баллов по математике на протяжении пяти лет обусловлено тем, что этот предмет сдавали более подготовленные обучающиеся, которые поступают в вузы. Результаты по русскому языку в 2022 году по сравнению с прошлыми годами стабильны. В 2022 году из 53 обучающихся 11-х классов, сдающих ЕГЭ, больше всего выбрали 24 обучающихся (45%) выбрали обществознание, математику (профильный уровень) – 20 человек (38%), 6 (11%) – физику, 6 (11%) – историю, 7 (13%) – английский язык, 7 (13%)– информатику, 12 (23%) – химию, 18 (34%) - биологию, 2 (4%) – географию и 5 (9%) – литературу. Согласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 100 процентов. Качество сдачи экзаменов и средний балл свидетельствуют о том, что уровень знаний обучающихся выше среднего по всем предметам. Все выпускники 11-х классов успешно завершили учебный год и получили аттестаты. Количество обучающихся, получивших в 202/22 учебном году аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении», – 5 человек, что составило 9 процентов от общей численности выпускников 2022 года. Количество медалистов за последние пять лет Медаль «За особые успехи в учении» 2018 2019 2020 2021 2022 10 10 6 8 5 Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2021–2022 учебном году № п/п Ф. И. О. выпускника Класс Классный руководитель 1 Литвинко Софья Александровна 11 «А» Луценко Ирина Владимировна 2 Смородина Полина Николаевна 11 «А» Луценко Ирина Владимировна 3 Шевченко Олег Александрович 11 «А» Луценко Ирина Владимировна 4 Пилипенко Дарья Михайловна 11 «Б» Замай Ирина Ивановна 5 Тихонович Яна Евгеньевна 11 «Б» Замай Ирина Ивановна Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11 1. Обучающиеся 9-х и 11-х классов показали стопроцентную успеваемость по результатам ГИА по всем предметам. 2. По ГИА-9 средний балл 4 и выше по физике, русскому языку и английскому языку, выше 3 по математике, химии, обществознанию, информатике и биологии, ниже 3 по географии. 3. По ЕГЭ средний балл по каждому из предметов выше 4. Среди выпускников 9-х классов аттестат с отличием получили 6 человек (5%). 5. Среди выпускников 11-х классов аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении» получили 5 человек (9%). Результаты ВПР Перенесенные на осень ВПР-2022 показали значительное снижение результатов по сравнению с итоговой годовой отметкой по русскому языку и математике в 5-х классах. Понизили свои результаты по русскому языку – 34 процента обучающихся, по математике – 33 процента, по биологии – 35 процентов. Причины несоответствия результатов ВПР и отметок: отсутствие дифференцированной работы с обучающимися; недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; Сравнительный анализ результатов ВПР – 2022 года осень с годовыми отметками учеников Класс* Количество обучающихся, выполнивших ВПР (чел.) 5 6 7 8 9 162 145 137 135 100 5 162 5 6 7 8 9 164 126 129 119 100 6 7 8 9 137 52 125 17 7 8 9 39 117 42 6 7 8 9 126 55 122 23 7 8 9 11 58 123 40 52 8 9 119 37 9 51 Доля учащихся, отметки по ВПР которых ниже их годовой отметки (%) Доля учащихся, отметки по ВПР которых совпадают с их годовой отметкой по предмету (%) Русский язык 44 37 27. 32 30 Окружающий мир 12 Математика 20 32 38 55 22 История 12 28 15 22 Обществознание 25 35 29 Биология 32 38 55 22 География 22 28 35 27 Физика 28 33 Химия 26 Доля учащихся, отметки по ВПР которых выше их годовой отметки (%) 56 63 73 68 70 0 0 0 0 0 88 0 80 68 62 45 78 0 0 0 0 0 88 72 85 78 0 0 0 0 75 65 71 0 0 0 68 62 45 78 0 0 0 0 78 72 65 73 0 0 0 0 72 67 0 0 74 0 Причины несоответствия результатов ВПР и оценок: 1. отсутствие дифференцированной работы с обучающимися; 2. низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; В качестве рекомендаций по повышению результатов выполнения ВПР можно предложить следующие: На заседаниях ШМО рассмотреть меры по повышению объективности проверки работ учащихся после проведения ВПР и по ликвидации допущенных учащимися типичных ошибок при выполнении заданий ВПР. Для этого: 1) Организовывать регулярные диагностические работы в параллели 5-х и 7-х классов, используя данные диагностических работ при организации обучения уделять особое внимание систематическому повторению тех элементов, которые вызывают затруднения у учащихся. 2) Планируя учебный процесс, следует обратить внимание на развитие следующих умений обучающихся: - решать текстовые задачи; - выполнять оценку числовых выражений; - осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой; - работать с различными видами представления информации (текстовыми, графическими, табличными); - строить чертежи и развертки стереометрических фигур; - проводить самоконтроль, сравнивать полученный результат с вопросом задачи. 3) При организации учебного процесса необходимо обращать внимание на такую психологическую особенность, как избирательность внимания (рекомендуется создавать нестандартные ситуации, переключать внимание учащихся от одного рода деятельности к другому, комбинировать различные технологии обучения: на основе решения задач, схематических и знаковых моделей, технологии полного усвоения). 4) Рекомендуется применять технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения (в этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, самим решать проблему, участвовать в дискуссиях, доказывать свою точку зрения, в том числе и в письменном виде). 5) При подготовке к ВПР необходимо обращать внимание на формирование у учащихся умений, заложенных разработчиками и обозначенных в обобщенном плане работы, а не «натаскивать» детей на конкретные задания прошлых лет. Активность и результативность участия в олимпиадах В 2022 году проанализированы результаты участия обучающихся Школы в олимпиадах и конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней. 1. Весна 2022 года, ВсОШ. Количественные данные по всем этапам Всероссийской олимпиады школьников в 2021/22 учебном году показали стабильно высокий объем участия. Количество участников Всероссийской олимпиады школьников выросло с 59 процентов обучающихся школы в 2020/21 году до 69 процентов в 2021/22 году. 2. Осень 2022 года, ВсОШ. В 2022/23 году в рамках ВсОШ прошли школьный и муниципальный этапы. Сравнивая результаты двух этапов с результатами аналогичных этапов, которые прошли осенью 2021 года, можно сделать вывод, что количественные показатели выросли на 16 процентов, а качественные – стали выше на 50 процентов. В 2022 году был проанализирован объем участников конкурсных мероприятий разных уровней. Дистанционные формы работы с учащимися, создание условий для проявления их познавательной активности позволили принимать активное участие в дистанционных конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней. Результат – положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах, привлечение к участию в интеллектуальных соревнованиях большего количества обучающихся Школы. V. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Востребованность выпускников Основная школа Перешли Год в выпуска Всего 10-й класс Школы Перешли в 10-й класс другой ОО Средняя школа Поступил Поступил ив професси Всего ональную Посту ив пили професси в ВУЗ ональную ОО ОО Устроил ись на работу Пошли на срочную службу по призыву 2020 133 55 4 70 70 48 19 0 0 2021 150 63 1 83 65 38 13 1 2 2022 125 62 2 58 53 45 5 3 0 В 2022 году 98 процентов выпускников 4-х классов, которые перешли в 5-й класс Школы. По сравнению с 2021 годом количество выпускников, которые перешли на следующий уровень образования, увеличилось на 10 процентов. Результаты свидетельствуют о грамотной и эффективной работе управленческой команды по выстраиванию системы преемственности между уровнями образования. VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Деятельность по оценке качества образования в МБОУ СОШ № 9 г. Азова в 2022 году организовывалась на основании Положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и в соответствии с Планами ВСОКО на 2021/22 и 2022/23 учебные годы. Внутренняя система оценки качества образования Школы ориентирована на решение следующих задач: систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и достижение планируемых результатов; максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования как на этапе планирования достижения образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению соответствующего качества образования. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МБОУ «Школа № 1» являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся являются: личностные результаты; метапредметные результаты; предметные результаты; участие и результативность в школьных, областных и других предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников. Основными процедурами оценки образовательных достижений обучающихся являются: стартовая и входная диагностики, текущая и тематическая оценка, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестацию обучающихся. Содержание процедуры оценки качества условий образовательной деятельности включает в себя: исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса и качеством условий; программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное пополнение и эффективность его использования в учебном процессе; оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; обеспеченность методической и учебной литературой; диагностику уровня тревожности обучающихся 1-х 5-х и 10-х классов в период адаптации; оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и сохранения контингента обучающихся; оценку кадровых условий реализации образовательной программы (аттестация педагогов, готовность к повышению педагогического мастерства, знание и использование современных методик и технологий, подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри, участие в профессиональных конкурсах); использование социальной сферы микрорайона и города. Основными методами оценки качества условий образовательной деятельности являются экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование. Исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса и качеством условий С целью определения степени удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством предоставления образовательных услуг и выявления проблем, влияющих на качество предоставления образовательных услуг Школой, был организован онлайн-опрос, в котором принял участие 361 респондент (63% от общего числа родителей 1–11-х классов). Метод исследования: анкетный опрос. Сроки проведения анкетирования: сентябрь 2022 года. Результаты исследования представлены ниже: 1. Качество образовательного процесса – 85 и 15 процентов. 2. Условия и оснащенность ОО – 78 и 22 процента. 3. Психологический комфорт в ОО – 92 и 8 процентов. 4. Деятельность администрации – 81 и 19 процентов. Общие результаты по итогам оценки уровня удовлетворенности родителей представлены в гистограмме ниже. VIII. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышение уровня квалификации персонала. На период самообследования в Школе работают 77 педагога, из них 5– внешних совместителей. 1. В 2021 году результаты опроса, анкетирования, посещения уроков, в том числе в онлайн-формате, при выявлении профессиональных дефицитов педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования показали, что 13процентов педагогов начальной, 15 процентов – основной, 12 процентов – средней школы и нуждались в совершенствовании компетенций, а более 18 процентов всех учителей считали, что им не хватает компетенций для подготовки к дистанционным занятиям. 2. Аналогичное исследование в 2022 году показало, что за год данные значительно улучшились: 13 процентов педагогов начальной, 6 процентов – основной, 5 процентов – средней школы и 5 процентов педагогов дополнительного образования нуждаются в совершенствовании ИКТ-компетенций, и только 5 процентов всех учителей считают, что им не хватает компетенций для реализации ФГОС-2021. При этом стоит отметить, что среди 5 процентов учителей, испытывающих трудности в работе по ФГОС-2021, – вновь поступившие на работу в МБОУ СОШ № 9 г. Азова Общие данные о компетенциях педагогов, которые работают по ФГОС-2021, представлены в диаграмме ниже. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о росте профессиональных компетенций учителей, эффективной работе с кадрами и выбранными дополнительными профессиональными программами повышения квалификации по реализации ФГОС-2021, совершенствованию ИКТ-компетенций 2. Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного общего образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию, показал достаточную готовность педагогических кадров. Так, 100 процентов педагогов понимают значимость применения такого формата заданий, 80 процентов – не испытывают затруднений в подборе заданий, 20 процентов педагогов планируют применение данных заданий после прохождения соответствующего обучения. В связи с обязательным обеспечением условий формирования функциональной грамотности в план непрерывного профессионального образования педагогических кадров МБОУ СОШ № 9 г. Азова включены мероприятия по оценке и формированию функциональной грамотности в рамках внутриорганизационного обучения и организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов предметных и метапредметных профессиональных объединений. 3. Анализ кадрового потенциала МБОУ СОШ № 9 г. Азова для внедрения требований обновленного ФГОС основного общего образования в части обеспечения углубленного изучения учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся показывает, что 10 процентов педагогов не имеют опыта преподавания предметов на профильном уровне в рамках среднего общего образования. В связи с чем принято решение о планировании адресной подготовки педагогов по выбранным обучающимися учебным предметам для углубленного изучения на уровне основного общего образования, развитии системы наставничества и работы в парах. 4. С целью внедрения ФОП в план непрерывного профессионального образования педагогических и управленческих кадров в МБОУ СОШ № 9 г. Азова на 2023й год внесены мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагогов для работы по федеральными рабочими программами. Запланировано повышение квалификации педагогов для успешного внедрения федеральных образовательных программ в школах. IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Анализ применения ЭСО в МБОУ МБОУ СОШ № 9 г. Азова при реализации основной образовательной программы начального общего образования показывает следующее: 3 процента педагогов в рамках урочной деятельности допускают одновременное применение обучающимися более двух устройств, что запрещено санитарными правилами (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20); 2 процента обучающихся используют мобильные средства связи для обучения, что запрещается (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20). Таким образом, заместителю директора по УВР МБОУ СОШ № 9 г. Азова необходимо провести разъяснительную работу с педагогами по применению ЭСО в учебном процессе. Обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) в МБОУ СОШ № 9 г. Азова составляет 67 процентов. В образовательном процессе используются ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653. X. КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Общая характеристика: − объем библиотечного фонда – 36598 экземпляров; − книгообеспеченность – 100 процентов; − обращаемость – 1,02 единиц в год; − объем учебного фонда – 27346 экземпляров. Учебный фонд библиотеки формируется за счет муниципальных средств. Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Фонд художественной литературы формируется за счёт пожертвования читателей. Состав фонда и его использование: № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 27346 24374 1 Учебная 2 Педагогическая 197 110 3 Художественная 8436 11693 4 Справочная 190 236 5 Языковедение, литературоведение 156 107 6 Естественно-научная 211 111 7 Техническая 25 144 8 Общественно-политическая 37 67 Фонд отделов библиотеки всего 9252 э. В 2022 году все учебники фонда соответствовали федеральному перечню, утвержденному приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254. В ноябре 2022 года была начата работа по переходу на новый федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Подготовлен перспективный перечень учебников, которые школе необходимо закупить до сентября 2023 года. Подготовлен список учебной литературы на исключение из библиотечного фонда. Средний уровень посещаемости библиотеки – 35 человек в день. XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 33 учебных кабинета, 27 из них оснащены современной мультимедийной техникой, в том числе: два компьютерных класса; столярная мастерская; кабинет технологии для девочек; кабинет ОБЖ Доступ для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждение осуществляется через вход, оборудованный пандусом. На втором этаже здания оборудован спортивный зал. На третьем этаже оборудованы столовая, пищеблок, зал для приема пищи. На территории школьного двора имеются спортивные сооружения , баскетбольная и волейбольная площадки, футбольное поле. Асфальтированная площадка для игр на территории Школы оборудована полосой препятствий: рукоход, две лестницы, лабиринт, площадка для метания и прыжков в длину. Для начальной школы оборудована зона плоскостных сооружений. Анализ данных, полученных в результате опроса педагогов на конец 2021 года, показывает положительную динамику в сравнении с 2020 годом по следующим позициям: материально-техническое оснащение МБОУ СОШ № 9 позволяет обеспечить реализацию основных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования на 100 процентов, в отличие от ранее – 75 процентов; качественно изменилась оснащенность классов – 95 процентов (вместо 85% в 2020 году) оснащены ноутбуками, стационарными компьютерами, интерактивными досками и мультимедийными комплексами; 100 процентов кабинетов (вместо 55% в 2020 году) имеют доступ к интернету для выполнения необходимых задач в рамках образовательной деятельности. При этом полный анализ оснащенности кабинетов согласно требованиям нового ФГОС основного общего образования по предметным областям «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки», «Общественнонаучные предметы» показал частичное оснащение комплектами наглядных пособий, учебных макетов, специального оборудования, которые обеспечивают развитие компетенций в соответствии с программой основного общего образования. В связи с чем административно-управленческой командой МБОУ СОШ № 9 принято решение о направлении ходатайства учредителю с целью решить вопрос пополнения материальной базы. Также в план работы включены мероприятия по проведению анализа оснащенности кабинетов естественно-научного цикла специальным лабораторным оборудованием с учетом специфики Школы и перспектив развития инженерного направления для проведения лабораторных работ и опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с программой основного общего образования для последующего принятия соответствующих решений. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2022 года. Показатели Единица измерения Количество Образовательная деятельность Общая численность учащихся человек 1605 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 700 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 781 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 124 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся человек (процент) 672 (47%) Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку балл 4,2 Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике балл 3,5 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку балл 4 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике балл 4 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек получили неудовлетворительные результаты на ГИА по (процент) русскому языку, от общей численности выпускников 9-го класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек получили неудовлетворительные результаты на ГИА по (процент) математике, от общей численности выпускников 9-го класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9- (процент) го класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые человек получили аттестаты с отличием, от общей численности (процент) выпускников 9-го класса 6 ( 5%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 5 (9%) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек (процент) 723 (45%) Численность (удельный вес) учащихся – победителей и человек призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности (процент) обучающихся, в том числе: 27 (1,7%) − регионального уровня 27 (1,7%) − федерального уровня 0 (0%) − международного уровня 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) 115 (7,4%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 115 (7,4%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 1605(100%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы человек реализации образовательных программ от общей численности (процент) обучающихся 0 (0%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: 72 человек − с высшим образованием 62 − высшим педагогическим образованием 52 − средним профессиональным образованием 10 − средним профессиональным педагогическим образованием 7 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) 50 (69%) − с высшей 20 (28%) − первой 30 (42%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: человек (процент) 56 (78%) − до 5 лет 5 (7%) − больше 20 лет 51 (71%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: человек (процент) 33 (46%) − до 30 лет 7 (10%) − от 55 лет 26 (36%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние пять лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) Численность (удельный вес) педагогических и человек административно-хозяйственных работников, которые прошли (процент) повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников 72 (100%) 29 (40%) Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,08 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 19 Наличие в Школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет да − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да − медиатеки да − средств сканирования и распознавания текста да − выхода в интернет с библиотечных компьютеров да − системы контроля распечатки материалов нет Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут человек пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от (процент) общей численности обучающихся Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 556(35%) 2,5 В 2022 году средний балл ГИА-9 по русскому языку и математике рассчитывается на основании обобщенных результатов по ОГЭ . Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по уровням общего образования. В Школе созданы условия для реализации ФГОС-2021: разработаны ООП НОО и ООО, учителя прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по тематике ФГОС -2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по ФГОС-2021 показывают, что Школа успешно реализовала мероприятия по внедрению ФГОС-2021. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют достаточную квалификацию и регулярно повышают квалификацию, что позволяет обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся. Педагоги Школы владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций. Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся Школы. Кроме этого, стоит отметить, что педагоги Школы недостаточно объективно оценивают обучающихся. С 1 сентября 2022 года МБОУ СОШ № 9 г. Азова приступила к реализации ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х и 5-х классах.