МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД АЗОВ" УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЗОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 г. АЗОВА ПРИКАЗ 03.09.2021 № 148-од Об организации информационной безопасности в МБОУ СОШ № 9 г. Азова В целях осуществления ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить следующие документы: 1.1. План мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся МБОУ СОШ № 9 г. Азова на 2021-2027 годы; 1.2. Порядок проведения проверки эффективности использования системы контентной фильтрации интернет - ресурсов в МБОУ СОШ №9 г.Азова; 1.3. Акт проверки контентной фильтрации в МБОУ СОШ №9 г.Азова; 1.4. Журнал контроля контентной фильтрации; 1.5. Положение об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; 1.6. Правила использования сети Интернет в МБОУ СОШ №9 г. Азова для обучающихся. 2. Бочкиной И.П.- специалисту отдела кадров внести изменения в должностные инструкции педагогических работников и иных работников образовательной организации об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. 3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Директор Е. В. Карасев Утверждаю Директор МБОУ СОШ №9 г.Азова _____________________Е.В.Карасев Приложение 1 к приказу от 03.09.2021 №148-од г.План мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся МБОУ СОШ № 9 г. Азова на 2021-2027 годы Ответственные за Наименование мероприятия реализацию мероприятия I. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию Директор Изучение нормативно-правовой Зам. Директора по Сентябрь и 1.1. документации, методических рекомендаций ВР постоянно по вопросам информационной безопасности Учителя информатики Ознакомление педагогов с нормативноЗам. Директора по правовой документацией по вопросам ВР информационной безопасности. Классные Сентябрь 1.2. Использование педагогами материалов руководители октябрь раздела «Информационная безопасность» Педагогические официального сайта МБОУ СОШ № 9 г. работники Отв. за Азова наполнение сайта Ознакомление родителей с нормативноправовой базой по защите детей от распространения вредной для них В теч. года информации. На каждом Классные 1.3. Напоминание о размещении материалов в родительском руководители разделе «Информационная безопасность» собрании официального сайта МБОУ СОШ № 9 г. Азова Проведение тематических классных часов и Классные 1.4. включение вопросов безопасной работы в В теч. года руководители интернете при работе с учащимися Вступительный Включение в урочную деятельность вопросов Учителя 1.5. инструктаж и безопасной работы в интернете информатики в теч. года Сверка поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских По мере 1.6. Зав. библиотекой материалов, размещенным на сайте поступления Министерства юстиции РФ Обеспечение бесперебойной работы контентУчителя 1.7. Постоянно фильтрации информатики II. Внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно программных и технико-технологических устройств Учителя 2.1. Мониторинг интернет-трафика Ежедневно информатики № п/п Срок исполнения 2.2. Мониторинг качества предоставления провайдером услуги доступа к интернету с обеспечением контент-фильтрации Ежеквартально и по запросу контролирующих органов Учителя информатики Ведение необходимой документации по организации индивидуального доступа к Учителя 2.3 Постоянно интернету и в локальной сети МБОУ СОШ № информатики 9 г. Азова III. Профилактика у детей и подростков интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации Зам. Директора по ВР Проведение мероприятий по теме 3.1. В теч. года Классные «Информационная безопасность» руководители Проведение ежегодных мероприятий в Зам. Директора по ВР По плану 3.2. рамках недели «Интернет-безопасность» для Классные мероприятий учащихся и их родителей руководители 3.3. Участие в Международном Дне безопасного Интернета По плану мероприятий Зам. Директора по ВР Классные руководители Участие в обучающих семинарах для Директор руководителей и учителей по созданию По плану Зам. Директора по ВР 3.4. надежной системы защиты детей от мероприятий Педагогические противоправного контента в образовательной работники среде школы и дома Организация индивидуального доступа по мере работников и учащихся к незапрещенным 3.5. необходимос Учителя информатики сетевым образовательным ресурсам, в том ти числе к АИС КОНТИНГЕНТ Контроль за использованием программнотехнических средств, обеспечивающих исключение доступа работников и учащихся Директор 3.6. к ресурсам интернета, содержащим Постоянно Учителя информатики информацию, несовместимую с образовательной деятельностью МБОУ СОШ № 9 г. Азова Выполнение комплекса мер по антивирусной 3.7. Постоянно Учителя информатики защите компьютерной техники Контроль за использованием лицензионного программного обеспечения в 3.8. Постоянно Учителя информатики административной и образовательной деятельности IV. Информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. Участие в различных мероприятиях (лекториях, семинарах, практикумах, тренингах, круглых столах, конференциях и т.п.), в том числе с применением дистанционных технологий, по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательных отношений Использование в работе электронных образовательных ресурсов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для педагогических работников, учащихся и родителей Включение вопросов информационной безопасности в административном процессе и образовательной деятельности в повестку совещаний при директоре, на Педагогических советах, в организованных МБОУ СОШ № 9 г. Азова открытых мероприятиях, в т. ч. в рамках деятельности как консалтингового центра по данному направлению Включение вопросов информационной безопасности в повестку классных часов Включение вопросов информационной безопасности в повестку родительских собраний Размещение на официальном сайте МБОУ СОШ № 9 г. Азова информации по информационной безопасности с указанием нормативной документации, ссылок на ресурсы по информационной безопасности в сети интернет и т.п. По плану мероприятий Педагогические работники Постоянно Зам. Директора по ВР Классные руководители По плану мероприятий Директор Зам. Директора по ВР Постоянно Классные руководители Постоянно Классные руководители По мере необходимос ти Отв. за наполнение сайта Утверждаю Директор МБОУ СОШ №9 г.Азова _____________________Е.В.Карасев Приложение 2 к приказу от 03.09.2021 №148-од ПОРЯДОК проведения проверки эффективности использования системы контентной фильтрации интернет-ресурсов в МБОУ СОШ №9 г. Азова 1. Общие положения 1.1. Порядок проведения проверки эффективности использования системы контентной фильтрации интернет-ресурсов (далее – Порядок) определяет процедуру проверки работы системы контентной фильтрации в МБОУ СОШ №9 г. Азова (далее ОО). 1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, утвержденными Минкомсвязи 16.05.2019, и использует терминологию, которая введена ранее перечисленными правовыми актами. 2. Порядок проверки системы контентной фильтрации 2.1. Проверку эффективности использования систем контентной фильтрации Интернет-ресурсов в ОО проводит ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет организации в течение учебного года. 2.2. Ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО проверяет работоспособность системы контентной фильтрации на всех компьютерах образовательной организации путем ввода в поле поиска любого браузера ключевые слова из списка информации, запрещенной для просмотра обучающимися, с последующими попытками загрузки сайтов из найденных. В том числе, ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в образовательной организации проверяет, загружается ли информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, не имеющая отношения к образовательному процессу, в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Твиттер, Фейсбук, Инстаграм, и др. 2.3. Чтобы провести проверку, ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в образовательной организации выбирает три–четыре ресурса с информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в том числе ищет информационную продукцию, запрещенную для детей, в форме сайтов, графических изображений, аудиовизуальных произведений и других форм информационной продукции. 2.4. В качестве проверочных ресурсов ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в образовательной организации использует сайты в том числе из списка экстремистских материалов – https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/. 2.4.1. Ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО вносит название материала (части материала, адрес сайта) в поисковую строку браузера. Из предложенного списка адресов переходит на страницу сайта, содержащего негативный контент. 2.4.2. Если материал отображается и с ним можно ознакомиться без дополнительных условий, ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО фиксирует факт нарушения работы системы контентной фильтрации. 2.4.3. Если ресурс требует дополнительных действий (регистрации, условного скачивания, переадресации и т. д.), при выполнении которых материал отображается, ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО также фиксирует факт нарушения работы системы контентной фильтрации. 2.4.4. Если невозможно ознакомиться с негативным контентом при выполнении дополнительных условий (регистрации, скачивания материалов, переадресации и т. д.), нарушение не фиксируется. 2.5. Ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО составляет три–четыре запроса в поисковой строке браузера, состоящих из слов, которые могут однозначно привести на запрещенные для несовершеннолетних ресурсы, например по темам: экстремизм, проявление жестокости, порнография, терроризм, суицид, насилие и т. д. К примеру, вводятся фразы «изготовление зажигательной бомбы», «издевательства над несовершеннолетними», «способы суицида». 2.5.1. Из предложенного поисковой системой списка адресов ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО переходит на страницу двух–трех сайтов и знакомится с полученными материалами. 2.5.2. Ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО дает оценку материалам на предмет возможного нанесения ущерба физическому и психическому здоровью обучающихся. 2.5.3. Если обнаруженный материал входит в перечень запрещенной для детей информации (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, утв. Минкомсвязи 16.05.2019), ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО фиксирует факт нарушения с указанием источника и критериев оценки. 2.5.4. Если найденный материал нарушает законодательство Российской Федерации, то ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО направляет сообщение о противоправном ресурсе в Роскомнадзор через электронную форму на сайте https://eais.rkn.gov.ru/feedback/. 2.6. Ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет проверяет работоспособность журнала, фиксирующего адреса сайтов, посещаемых с компьютеров ОО. 2.7. По итогам мониторинга ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в ОО оформляет Акт проверки контентной фильтрации в ОО по установленной форме (приложение 3), который регистрирует в Журнале контроля контентной фильтрации (приложение 4). 2.8. Если ответственный за информационную безопасность и обеспечение безопасного доступа к сети Интернет в образовательной организации выявил сайты, которые не входят в Реестр безопасных образовательных сайтов, то перечисляет их в Акте проверки контентной фильтрации в образовательной организации. 2.9. При выявлении компьютеров, подключенных к сети интернет и не имеющих системы контентной фильтрации, производится одно из следующих действий: немедленная установка и настройка системы контентной фильтрации; немедленное программное и/или физическое отключение доступа к сети интернет на выявленных компьютерах. Утверждаю Директор МБОУ СОШ №9 г.Азова _____________________Е.В.Карасев Приложение 3 к приказу от 03.09.2021 №148-од Акт проверки контентной фильтрации В МБОУ СОШ №9 г. Азова «____» ________ 20__г. № ________ 1.Общие сведения Показатель Общее количество компьютеров Количество компьютеров в локальной сети Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет Провайдер Скорость передачи данных 2. Информация о контент-фильтре Действия, необходимые для обеспечения контентной фильтрации Интернет-ресурсов Установлен контент-фильтр Название контент-фильтра Контент-фильтр работает на всех компьютерах, где есть доступ в сеть Интернет Значение Выполнение (да/нет) 2. Результаты проверки работы системы контентной фильтрации Категории заращённой информации в образовательной организации Возможность доступа (да/нет) Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования согласно Методическим рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования Интернет-ресурсы, не включённые в Реестр безопасных образовательных сайтов Члены комиссии по проведению проверки работы системы контентной фильтрации в образовательной организации: Председатель комиссии _____________/____________ (подпись) (Ф. И. О.) _____________/____________ (подпись) (Ф.И.О.) ______________/_______________ (подпись) (Ф.И.О.) Члены комиссии Утверждаю Директор МБОУ СОШ №9 г.Азова _____________________Е.В.Карасев Приложение 4 к приказу от 03.09.2021 №148-од Журнал контроля контентной фильтрации № акта Дата проверки Результаты проверки Принятые меры ФИО, Подпись должность проверяющего проверяющего Утверждаю Директор МБОУ СОШ №9 г.Азова _____________________Е.В.Карасев Приложение 5 к приказу от 03.09.2021 №148-од Положение об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования 1. Общие положения 1.1. Использование сети Интернет в МБОУ СОШ №9 г. Азова (далее ОО) направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса. 1.2. Настоящее Положение регулирует условия и порядок использования сети Интернет в ОУ. 1.3. Настоящее Положение имеет статус локального нормативного акта ОО. 1.4. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Методических рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. 2. Организация использования сети Интернет в ОО 2.2. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебнообразовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОО. Педагогический совет утверждает Правила использования сети Интернет на учебный год. Правила вводится в действие приказом руководителя ОО. 2.3. Правила использования сети Интернет разрабатывается педагогическим советом ОО на основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут выступать: преподаватели других образовательных учреждений, имеющие опыт использования Интернета в образовательном процессе; специалисты в области информационных технологий; представители органов управления образованием. 2.4. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется: законодательством Российской Федерации; опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета; интересами обучающихся; целями образовательного процесса; методическими рекомендациями по ограничению в образовательных учреждениях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. 2.5. Руководитель ОО отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОО, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОО правилами руководитель ОО назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа. 2.6. Педагогический совет ОО: принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет; определяет характер и объем информации, публикуемой на Интернетресурсах ОО; дает руководителю ОО рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы в Сети; 2.7. Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие. При этом преподаватель: наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися; принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, содержащих информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. 2.8. Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий, контроль использования ресурсов Интернета осуществляют работники ОО, определенные приказом его руководителя. 2.9. Работник образовательного учреждения: наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися; принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, содержащих информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования; сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. 2.10.При использовании сети Интернет обучающимся предоставляется доступ только к сайтам, включенным в Реестр безопасных образовательных сайтов. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в ОО или предоставленного оператором услуг связи. 2.11.Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОО правилами обеспечивается работником ОО, назначенным его руководителем. 3. Использование сети Интернет в ОО 3.1. В ОО используются только сайты в сети «Интернет», включенные в Реестр безопасных образовательных сайтов. Использование сайтов в сети «Интернет», не включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов, запрещается. 3.2. Контроль за использованием обучающимися сети Интернет осуществляют: во время занятия — проводящий его учитель и (или) сотрудник ОО, специально выделенный для помощи в проведении занятий; во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся — сотрудник ОО, назначенный руководителем ОО в установленном порядке. 3.3. Лицо, осуществляющее контроль за использованием обучающимися сети Интернет: определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы каждого обучающегося; наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет; способствует осуществлению контроля объемов трафика ОО в сети Интернет; запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет; доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет; принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу. 3.4. Обучающемуся запрещается: обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают требованиям, установленным для сайтов Реестра безопасных образовательных сайтов; осуществлять любые сделки через Интернет; осуществлять загрузки файлов на компьютер ОО без специального разрешения. 3.5. При обнаружении ресурса, содержащего информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель, в том числе самостоятельно выявивший ресурс, содержащий информацию, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам. 3.6. Ответственный обязан: принять информацию от преподавателя; направить информацию о выявлении ресурса оператору Реестра безопасных образовательных сайтов в течение суток; в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной "горячей линии" для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.7. Передаваемая информация должна содержать: доменный адрес ресурса; сообщение о тематике ресурса; дату и время обнаружения; информацию об установленных в ОО технических средствах технического ограничения доступа к информации. 3.8. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОО, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа. Утверждаю Директор МБОУ СОШ №9 г.Азова _____________________Е.В.Карасев Приложение 6 к приказу от 03.09.2021 №148-од Правила использования сети Интернет в МБОУ СОШ №9 г. Азова для обучающихся 1. Использование сети Интернет в МБОУ СОШ №9 г. Азова (далее ОО) осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса. 2. По разрешению лица, ответственного за организацию в ОО работы сети Интернет и ограничение доступа, преподаватели, сотрудники и обучающиеся вправе: размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах ОО; иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах ОО. 3. Обучающемуся запрещается: обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности); осуществлять любые сделки через Интернет; осуществлять загрузки файлов на компьютер ОО без специального разрешения; распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы. 4. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам. 5. Ответственный обязан: принять информацию от преподавателя; направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток); в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток). Передаваемая информация должна содержать: доменный адрес ресурса; сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса; дату и время обнаружения; информацию об установленных в ОО ограничения доступа к информации. технических средствах технического